Как завязать морской прямой узел.

Как правильно завязать прямой узел? – Туристический клуб City Escape

Человек обычно селился рядом с водой. Водная стихия романтична и нежна далеко не всегда. Не одна тысяча жителей прибрежных районов с грустью прощалась с лодками, уносимыми в бушующее море прежде, чем у людей появился опыт прочно привязывать имущество веревкой.

Волны, периодические нагрузки, желание быстро создать прочную связь плавсредства с берегом и легко разъединить связь выдвигают гораздо больше требований к узлам, придуманным для этих целей.

Прочные, основанные на опыте миллионов морских ассов узлы, ныне применяются повсеместно и спасают жизни людей в альпинизме, помогают ловить рыбу, натягивать бельевую веревку и делать великолепные произведения искусства. Принято считать, что таких узлов всего 5. Конечно, их больше.

Прямой, морской или рыбацкий узел.

Если отклонится от верного исполнения техники связывания веревок или канатов, можно легко получить вместо прочной связи обманку. Тем не менее, это простой и удобный в обиходе способ соединить одинаковые или немного разные по диаметру жгуты.

Этот узел конструктивно равномерно распределяет нагрузки на разрыв и потому используется даже в альпинизме.

Для крепкого соединения двух примерно одинаковых по диаметру веревок нужно расположить их как показано на фото 1.

Теперь, нужно завести веревку согласно изображению на фото 2.

Небольшим усилием сформированный узел изображен на фото 3.

Узел легко можно развязать, как показано на фото 4.

Правильно сформированный надежный прямой узел изображен на фото 6.

Ошибка при завязывании узла изображена на фото 7.

Придержав узел с ошибкой и потянув за разные части можно вытянуть шнур и получить своеобразный фокус по мгновенному разъединению связи. Прямой морской или рыбацкий узел с ошибкой знаком практически каждому человеку с детства по обычному завязыванию шнурков. Поэтому, ошибка весьма возможна.

Двойной прямой узел не так похож на народный, и потому ошибиться в усложненном варианте исполнения труднее. Для начала крепления веревок перекручиваем их не один, а два раза, как на фото 8.

Далее формируем верхнюю часть двойного морского узла, как показано на фото 9.

Готовый узел можно смотреть на фото 10.

Обратите внимание, даже в сложном исполнении необходимо применить страховочное крепление концов веревок или канатов.

Для начала полезно будет узнать определение рассматриваемого понятия. Узел – вариация соединения лент, разного рода нитей, веревок, лесок и прочего, их привязывание к самым разным предметам; способ создания петель.

Сам процесс вязания узлов – дело несложное, однако делать это быстро и правильно, подбирать подходящие узлы в зависимости от ситуации – это уже требует определенных навыков и сноровки. Так, к примеру, один узел необходимо затягивать под нагрузкой, а другой – нет.

Бывают и такие, которые «ползут» при медленном развязывании или же затягиваются очень сильно так, что их невозможно развязать.

В рамках водного, горного, пешеходного туризма, а также в альпинизме закономерно используются морские узлы. Специфика этих сфер превратила их не только в неотъемлемую составляющую техники преодоления встречающихся на пути преград, но и в способ образования временных конструкций в самого разного рода условиях.

  • Сращивание 2 и более гибких материалов в разных вариациях.
  • Крепеж носителя узла (веревка соединяет 2 и более предмета между собой, 1 из которых может выступать в качестве веревочной опоры).
  • Стопор носителя узла в разного рода отверстиях, включая и те, которые относятся к конструкциям рассматриваемых соединений.
  • Разновидность узлов

    Принято выделять следующие интерпретации:

    • схватывающие;
    • проводники;
    • контрольные (стопорные, выступающие дополнением несущего нагрузку узла);
    • стремена;
    • удавки;
    • прочие.

    Как правило, туристические узлы бывают:

    • основные;
    • вспомогательные;
    • страховочные, включая самостраховку.

    Она связана непосредственно с узлами, а также разного рода гибкими материалами, которые используются для процесса их вязки. Для удобства термины, их обозначения представлены в виде таблицы.

    Как завязать морской прямой узел.

    ТерминОпределение

    ТросВеревка особой выделки (основа – синтетические, растительные материалы)

    Ходовой конецКонец троса, который начинает движение в ходе вязки узла (по-другому – свободный)

    КалышкаПетля троса (закрытая), которая сделана таким образом, что он сам по себе перекрещивается

    ОбносСовершение обхвата тросом предмета (другого троса)

    Коренной конецКонец троса, который не закреплен (не применяется при вязке)

    Петля (открытая)Изогнутый конец троса (перекрещивание с самим собой не происходит)

    ПолуузелПерехлест (одинарный) 2 концов 1 троса (разных тросов)

    ШлагТрос полностью оборачивает предмет (другой трос)

  • Легко запоминающееся завязывание.
  • Недопустимость самопроизвольного развязывания ни под нагрузкой, ни без нее.
  • Отсутствие расползания при влиянии переменных нагрузок.
  • Без надобности отсутствие вязания «намертво».
  • Соответствие назначению.
  • Еще одно негласное правило – при наличии сомнения относительно правильности вязания целесообразнее от него отказаться.

    Важно отметить тот факт, что рассматриваемые соединения могут существенно повлиять на состояние веревки. К примеру, такой узел, как «восьмерка», снижает ее прочность на четверть, а «булинь» – почти на треть, ткацкий – более чем на треть.

    Остальные узлы ослабляют прочность веревки практически в идентичных пределах. Помимо этого, стоит упомянуть и то, что морская веревка становится менее прочной в данных ситуациях на 10%.

    А если эксплуатация производится на 30-градусном морозе, то и на все 30%.

    Грязные, просушенные на солнце, старые веревки или капроновые с нарушенной оплеткой внешней стороны уменьшают свою прочность наполовину. В связи с этим их применение в страховочных целях просто недопустимо.

    Особое внимание в данной статье будет уделено прямому способу вязания.

    Он применяется для связывания исключительно однотолщинных веревок. Прямой узел является вспомогательным. Им связывают тросы идентичной толщины при наличии небольшой тяги. Правильным считается, когда у каждой веревки концы идут вместе и параллельно, коренные же направлены друг против друга.

    Наблюдается тенденция к саморазвязыванию при нагруженности веревки. Схема прямого узла нецелесообразна для применения в ситуации связывания двух веревок, имеющих разный диаметр, ввиду того что более тонкая рвет под нагрузкой толстую. Также в данной технике на концах должны присутствовать контрольные узлы.

    Прямой узел отличается симметрией. Он широко востребован в рамках техники плетения макраме. При таком вязании прочность нейлоновой веревки снижается приблизительно на 63%, а териленовой – практически на 55%.

    После небольшого экскурса по теории можно перейти к практике, а именно к тому, как завязывать прямой узел.

    Во-первых, с помощью 1-й веревки необходимо сделать петлю, а 2-й – требуемые обороты. Как уже упоминалось ранее, на ходовых концах должны присутствовать контрольные узлы, ввиду чего потребуется оставить 15-20 см.

    В ситуации, когда 1 конец сверху, а другой снизу, либо наоборот, прямой узел завязан неверно. Принципиально важно, чтобы ходовые концы выходили либо исключительно сверху, либо только снизу.

    Визуально узел напоминает 2 петли, которые удерживают друг друга.

    Как вязать прямой узел на первом этапе, уже стало понятно, поэтому стоит перейти ко второй стадии. Итак, 2 веревки необходимо наложить друг на друга. Далее потребуется завязать 2 простых узла в противоположные стороны. Когда они завязаны в 1 сторону, получится соединение, имеющее название «бабий узел». На завершающем этапе завязываются уже известные контрольные узлы.

    Главный плюс – несложный процесс вязания. Отрицательных моментов здесь два:

    • расползание при наличии переменных нагрузок;
    • сильная фиксация при значительных нагрузках.
  • Применяется прямой морской узел для связывания таких веревок, которые имеют одинаковый диаметр.
  • Обязательным условием выступает наличие контрольных узлов.
  • Данную технику можно применять для вязания рыболовных лесок.
  • Согласно археологическим находкам, данным способом пользовались египтяне еще 5 тыс. лет до н. э. Древние римляне и греки именовали его как геркулесов (гераклов) узел.

    Это обосновывалось тем, что мифический герой по имени Геракл именно прямым узлом завязывал на груди передние конечности шкуры поверженного им льва.

    Римляне же использовали его для сшивания полученных ран, при лечении переломов.

    Ранее уже было описано то, как завязать прямой узел. Его можно сравнить с двумя полуузлами, которые последовательно завязаны один над другим в противоположные стороны. Это считается самым простым способом, как сделать прямой узел.

    Современным морякам мысль касательно взятия рифа прямым узлом покажется достаточно абсурдной. Однако именно им в эпоху парусного флота всегда брали рифы на суда с прямым вооружением: посредством 2 риф-сезеней привязывали полотнище прямого парса (его верхнюю часть) к риф-лееру.

    Древние римляне именовали его как «женский узел» ввиду того, что именно прямым узлом молодые римлянки связывали кушаки туник во время первой брачной ночи. Молодой муж, согласно поверью, должен был быстро развязать его.

    Свойства узлов

    Узлы известны людям с давних времен. Еще наши предки в каменном веке использовали их при изготовлении инструментов для охоты и вязке шкур для одежды. В сущности — это переплетение определенным способом веревок, лент, канатов или лески для привязывания их к некоторым предметам, а также соединения этих элементов между собой.

    При их многочисленном количестве, естественно, невозможно знать и уметь связывать все возможные узлы. Это практически не может ни один человек в мире. Но все же желательно понимать, как вязать узлы на веревке, и иметь определенные навыки их связывания.

    Практически в каждой сфере, где используются узлы, они имеют свою форму и метод вязки, который в определенной ситуации является максимально удобным, надежным и красивым.

    По применению сплетения могут быть туристическими, морскими, альпинистскими или рыболовными. Для каждой вязки существуют конкретные требования по прочности. Например, альпинистские и туристические связки должны быстро запоминаться, просто вязаться, быть надежными и легко развязываться. Кроме этого, не растягиваться под нагрузкой и не затягиваться намертво без надобности.

    Любые канаты, шнуры или веревки имеют свои конкретные характеристики прочности. Если, например, к веревке, используемой для натяжки палатки к забитым в землю колышкам, не предъявляются особые требования, то в определенных сферах деятельности такая невнимательность может привести к трагическим последствиям.

    Это в первую очередь относится к альпинизму.

    Например:

    1. Булинь снижает прочность веревки почти на 1/3.
    2. Восьмерка ослабляет на ¼.
    3. Ткацкий узел — почти на 35%.

    Также перед тем как завязать узел, следует вспомнить такие факторы:

    1. Прочность мокрой веревки снижается почти на 10%.
    2. На сильном морозе (в пределах 30 градусов) прочность снижается на 1/3.
    3. Старые, длительное время пролежавшие на солнце, имеющие поврежденные нити веревки теряют практически 50% своей прочности.

    Морские узлы схемы вязки для начинающих, виды морских узлов и 30 основных узлов, как завязать морской узел

    Почти с самого детства многие слышали, что существуют некие мифические разновидности морских узлов, несравнимые по прочности и сложности с обычными «бантиками», которые мало кто может вязать. И, действительно, в море невозможно обойтись без знания и умения связывать определенные узлы, из которых каждый предназначен для определенных целей и в руках умельца становится эффективным помощником в критических ситуациях.

    Как завязать морской прямой узел.

    Чтобы научиться правильно вязать любые узлы, нужно знать их составные части, которых всего две — корневая и ходовая.

    Водяной морской

    Этот узел часто используется для вязки тросов и канатов, используемых на морских суднах. Он отличается от других тем, что:

    1. Не растягивается и отлично выдерживает воздействие резких рывков.
    2. Самостоятельно не может ослабнуть и развязаться.
    3. Даже намокнув, сохраняет полностью все свои свойства.

    Но с его помощью можно связать только элементы одного диаметра.

    Чтобы завязать крепкий «водяной морской узел», следует четко следовать определенной последовательности:

    1. Нужно уложить ходовые отрезки канатов параллельно и сформировать из них замкнутую петлю, после чего концы подвести под их корневые окончания.
    2. Затем следует сделать ходовыми концами три оборота под корневыми окончаниями. При этом нужно четко соблюдать параллельность канатов.
    3. Затянуть все концы конструкции одновременно.

    Беседочный булинь

    Считается самым древним узлом, которым пользовался еще Ахиллес. По свидетельству археологов, на востоке им пользовались еще за 3000 лет до формирования нашей эры.

    Кроме этого, у беседочного узла имеется второе наименование — «булинь», что означает снасть. При ее помощи оттягивается наветренный боковой канат нижнего прямого паруса на яхте. Снасть крепится к канату булинем.

    Эта узловая завязка представляет собой петлю, которая под нагрузкой не затягивается, имеет компактные размеры и просто вяжется. При этом содержит элементы таких вязок, как полуштык, прямой и ткацкий. Это практически дает ему право называться универсальным.

    Как завязать правильный узел:

    1. На конце веревки следует сделать небольшую петлю.
    2. Затем нужно сделать вторую петлю, после чего кончик веревки пропустить в первую. Размер второй петли должен быть ориентирован на габариты предмета, для которого он вяжется.
    3. После этого конец оборачивается вокруг коренного окончания веревки и пропускается в первую петлю, через которую он пропускался в самом начале вязки, и туго затягивается.

    Кроме этого, существует еще и «португальский булинь» (двойной беседочный). Используется при необходимости, когда нужно завязать на конце каната одновременно две незатягивающиеся петли. Данной связкой можно поднять, например, израненного человека. Для этого в петли следует продеть ноги пострадавшего после чего подмышками вокруг груди вяжется дополнительно узел полуштык. В этом случае, даже будучи без сознания, раненый не вывалится из вязки.

    Простой штык

    Связка «Простой штык» также относится к незатягивающимся петлям и используется в ситуациях, где требуется надежное крепление. Обычно они используются для крепления плавсредств к причальным тумбам, тросов для буксировки и тяжелых грузов.

    Достоинством этого узла является возможность развязать его без проблем, даже если он находится под нагрузкой.

    Для его завязки нужно:

    1. Сделать один с половиной оборота каната вокруг причальной тумбы или другого выбранного предмета.
    2. Ввести конец каната поверх коренного окончания и завести его вниз, через коренное окончание в образовавшуюся на канате петлю (образуется еще один виток).
    3. Затянуть получившийся виток, сделать для страховки еще один и привязать ходовое окончание к веревке.

    Морской узел — это придуманный первыми мореплавателями способ завязывания верёвки или каната.

    Со временем качество такого крепления оценили и представители других профессий, что помогло распространить узелки по всему миру.

    В наше время они не утратили своей популярности, поэтому встретить их можно в любом уголке земного шара. Научиться вязать морской узел может каждый желающий. Для этого нужно только немного терпения и регулярные тренировки.

    Общие сведения

    Перед тем как завязать морской узел по схеме или рисунку, необходимо подробно рассмотреть классификацию этого вида соединения, а также его преимущества и недостатки. Кроме этого, новичку в таком деле следует тщательно изучить советы профессионалов, которые помогут понять общие принципы и исключить ошибки.

    Классификация узлов

  • Knot. В ней собраны все виды соединений, которые связывают или переплетают неподвижно закреплённый конец троса (коренной) со свободным (ходовым), образуя небольшое утолщение на одном из концов троса.
  • Hitch. Эта категория узлов объединяет все виды, служащие для соединения свободного конца каната с различными предметами или объектами (скобы, реи, мачты и другие).
  • Bend. Среди таких узелков будут только те, которые предназначены для связывания ходовых концов двух или более тросов.
  • Помимо общепринятой классификации, есть и несколько дополнительных. Наиболее правильной среди них является разбивка на категории по принципу использования. Она включает в себя такие разновидности узлов:

    • связывающие тросы одинакового диаметра;
    • соединяющие верёвки разного размера;
    • прикрепляющие человека к линейной опоре;
    • требующие контрольного узла;
    • вспомогательные.

    Область применения

    Морские узлы довольно часто можно встретить в различных сферах деятельности. Их используют в туристических походах, такелажных работах, быту и промышленности. В некоторых случаях они помогают выполнять самую опасную и тяжёлую работу, а также страховать людей и предотвращать несчастные случаи.

    Узлы моряков применяют в следующих целях:

    • привязывание лодок к причалу;
    • поднятие небольших грузов;
    • соединение тросов;
    • крепление верёвки к опоре;
    • поднятие и спускание малогабаритных предметов;
    • привязывание палатки к шесту;
    • крепление крючка к леске;
    • связывание веток и других предметов между собой;
    • наложение швов во время операций;
    • изготовление предметов одежды;
    • завязывание пакета с продуктами.

    Каждая схема вязки морских узлов имеет свои преимущества перед всеми остальными. Благодаря им у человека появляется возможность выбора наиболее подходящего варианта для каждого конкретного случая. Однако некоторые достоинства таких узлов одинаковы для всех категорий. Среди них есть такие:

    • простота завязывания и развязывания;
    • высокая надёжность соединения;
    • возможность завязывания не только на конце верёвки, но и в середине (характерно для большинства видов);
    • способность работать при значительных нагрузках;
    • большое количество таких узлов не меняет динамические свойства троса.

    К ним относят следующие:

    • необходимость постоянной практики;
    • при недостаточно сильном затягивании может произойти самопроизвольное развязывание;
    • низкая надёжность при обледенении тросов;
    • при длительной эксплуатации в местах изгиба верёвки уменьшается прочность;
    • слишком большие нагрузки приводят к сильному затягиванию.

    Для того чтобы морской узелок получился по-настоящему крепким и максимально надёжным, необходимо правильно его завязывать. Помочь в этом деле могут рекомендации профессионалов, которые ежедневно пользуются таким видом соединения.

  • Перед тем как начинать вязание морского узла, необходимо понять его схему. В противном случае достичь необходимого результата будет очень сложно.
  • Сделать качественное соединение можно только после длительной практики. Без неё есть высокая вероятность допущения ошибки, которая повлечёт за собой снижение надёжности связанной конструкции.
  • Каждый вид узлов можно завязать несколькими способами. Для того чтобы выбрать наиболее простой из них, необходимо протестировать различные варианты.
  • Перед применением завязанного узла следует тщательно проверить его на прочность и отсутствие видимых повреждений.
  • При завязывании узла на коренном конце нужно следить за тем, чтобы длина оставшейся части верёвки превышала 10 её диаметров. При этом свободный конец никогда не должен быть менее 5 сантиметров. В противном случае будет высокий риск саморазвязывания.
  • Способы завязывания

    Существует множество способов завязывания узла. Все они используются для определённых целей, поэтому отличаются той или иной степенью надёжности. Несмотря на большое разнообразие, в повседневной жизни используются только несколько основных видов соединения.

    Этот узел считается одним из наиболее универсальных и часто используемых. С его помощью можно выполнять различные работы и не бояться негативных последствий.

    Такой узелок очень просто вяжется и способен надёжно скрепить два троса, изготовленные из разных материалов. Кроме этого, такое соединение исключает саморазвязывание, что объясняет варианты его применения.

    Используется беседочный узел для решения таких задач:

    • швартовка лодок, яхт и небольших катеров;
    • страховка людей, выполняющих различные работы на высоте;
    • крепление к различным предметам;
    • соединение двух тросов разного диаметра.
  • В любой части верёвки делают петлю.
  • Затем в неё продевают свободный конец.
  • Эту же часть заводят за коренную.
  • Ходовой конец ещё раз продевают через созданную петлю.
  • Тянут оба конца в противоположном направлении и туго затягивают узел.
  • Этот простой и надёжный узел давно уже стал классикой. Изначально его использовали в качестве стопора, но позже научились применять и для других целей.

    Своё название этот вид соединения получил благодаря форме, напоминающей восьмёрку. Главное его преимущество заключается в лёгкости и быстроте завязывания.

    Этим достоинством обладают узлы, завязываемые не только на сухой верёвке, но и на мокрой.

    Применяют восьмёрку в таких ситуациях:

    • страховка альпинистов и строителей;
    • привязывание струн музыкальных инструментов;
    • крепление рыболовных снастей.

    Веревочные крепления в нашей жизни

    Чтобы привязанная поклажа не смогла самостоятельно развязаться и, например, упасть с багажника автомобиля при движении, нужно научиться правильно вязать определенные узлы. Из многочисленных узлов, существующих в мире, можно выбрать несколько, которые обязан знать и уметь завязывать каждый мужчина.

    Прямой (рифовый)

    Этот модуль является наиболее простым, но в зависимости от ситуации может завязываться различными способами, удобными для вязчика.

    Чтобы этого не произошло, концы этой связки для страховки дополнительно связываются. При очень больших нагрузках в центр рекомендуется вставить любой небольшой предмет в виде палки, ветки или альпинистского карабина. В этом случае он не будет, затягиваться, а также развязываться.

    Чтобы быстро соединить две веревки, необходимо проделать такие действия: взять в обе руки концы веревок и закинуть, например, правый конец на левый, в итоге они перекрестятся. Тот же правый конец, он в данный момент должен находиться слева, следует обернуть вокруг левого. Затем нужно закинуть левый конец на правый и обернуть веревку вокруг него, после чего туго затянуть.

    Вязка восьмеркой

    Этот походный тип связки, используемый альпинистами и скалолазами, составляет основу для вязки множества сложных узлов, предназначенных для различных назначений. Например, его можно использовать, как стопор конца троса или закреплять к колкам струны музыкальных инструментов.

    Как завязать морской прямой узел.

    1. Накинув веревочный конец на коренное окончание, образовать петлю.

    2. Затем, обернув конец вокруг веревки, продеть его в образовавшуюся перед этим петлю.

    3. Получившаяся из веревки фигура будет в виде цифры восемь. После этого остается только затянуть концы веревки.

    Применение этого узла позволяет при необходимости укорачивать полезную длину веревки или, наоборот, удлинять. Его должны уметь вязать те, для кого любимым отдыхом является туризм. Используя его, можно закрепить, например, палатку, затянув или ослабив ее растяжки.

    1. Сделав петлю, следует пропустить в нее конец веревки, предварительно обернув его вокруг коренного окончания.
    2. Затем нужно сделать еще один виток, пропустив веревку между коренной частью и первым витком.
    3. Третьим витком обводятся два предыдущих, после чего ходовой конец заводится за коренное окончание веревки.
    4. Формирование узла завершается после того, как ходовой конец будет пропущен под образовавшуюся петлю после третьего витка вокруг коренного окончания.

    Эту затягивающуюся петлю называют «висельной» либо «эшафотной». Она чаще всего используется для временного крепления за предметы, плавающие в воде, или для накидывания на какие-либо конструкции и элементы, находящиеся на берегу.

    Для ее вязки из веревки выкладываются две практически одинаковые по размеру петли. Затем ходовой конец веревки несколько раз обматывается вокруг обеих петель и пропускается в верхний, ближний к ходовой веревке, заворот. После этого верхняя петля затягивается, зажимая обходной конец веревки.

    При необходимости, если нужно будет производить регулировку длины веревки после ее привязки к чему-либо, лучше всего использовать специальную вязку Таутлайн. Этот практически хороший туристский узел часто используется при установке палатки и натяжного тента. Кроме этого, с его помощью можно подвесить определенный груз над землей, например, рюкзак с продуктами, что позволит защитить их от влаги, а также диких животных и насекомых.

    Прочный Грейпвайн

    Данный узел позволяет надежно связать две веревки, имеющие разную толщину. Относится к самым прочным связкам, предназначенным для крепления канатов, имеющих одинаковый диаметр. Характеризуется минимальным коэффициентом ослабления в пределах 5%. Данных показателей практически нет у многих других узлов. Вязка Грейпвайн практически может бывать без каких-либо дополнительных страховочных узлов.

    Узел состоит из двух/трех полуузлов, которые отличаются по количеству витков каждого конца веревки вокруг другой коренной. Каждый полуузел вяжется только одним концом веревки, который должен быть длиной в пределах 12−20 см.

    Близок к этому узлу по функции и плоский узел, которым можно без проблем связать канаты, имеющие разную толщину. Имея четыре точки пересечения, он, не затягиваясь намертво, гарантирует высокую прочность соединения.

    Чтобы ознакомиться с техникой вязки туристических узлов, которые практически похожи на морские, нужно просто освоить инструкцию, где имеются узлы туристические с названиями схемы их завязывания. Кроме этого, нужна будет постоянная практика, которая позволит быстро схватывать и запоминать последовательность их вязки.

    Улучшенное натягивание верёвки

    Чтобы улучшить натяжение протянутой верёвки, бывалые туристы используют самодельные или магазинные фиксаторы. Талреп – устройство, оснащенное на концах кольцами или крючками. Его применяют для стягивания грузов, кабелей на производстве. Пригодится такое устройство и в походе.

    Одну сторону талрепа прикрепляют к опоре жёстким способом, на крючок, дюбель или анкер. С другой стороны завязывают верёвку самозатягивающимся узлом или петлёй. Для увеличения натяжения талреп вращают вокруг своей оси. Если крутить устройство в другую сторону, верёвка ослабляется.

    Ещё 1 вариант для поддержания троса в натянутом состоянии – применение блок-ролика. Один конец троса прочно крепят к опоре, а второй пропускают через блок. Привязывают к ролику груз, который служит противовесом и не позволяет верёвке провисать.

    Изучением узлов, различных по назначению, занимается наука наузистика. И в XXI в. специалисты совершенствуют схемы их завязывания, уточняют названия, придумывают новые туристические, альпинистские, спелеологические связки.

    Оформление статьи: Натали Подольская

    Дополнительные узлы и петли

    Узлы туристические с названиями (схемы показывают верёвочные страховочные и вспомогательные соединения) используют во время спусков, подъёмов, переправ. В этом случае туристы применяют модификации морских узлов.

    Проводник

    Проводник – незатягивающийся петлевой узел, простой, завязывается одной рукой. Его делают в начале или середине троса для фиксации. Под воздействием узел сильно затягивается и не скользит.

    Проводником соединяют верёвку с карабином или металлическим кольцом, обвязывают дерево или столб. Узел применяют в страховочных системах, для закрепления верёвочных лестниц. Если на тросе есть испорченный участок, его выделяют, завязав проводник.

    Техника выполнения:

    1. Конец верёвки складывают вдвое, формируют петлю.
    2. Протягивают двойной конец в петлю, стягивают.
    3. Если крепление используется под переменными нагрузками, то вяжут контрольный узел.

    Минус проводника – тяжело распускается, на середине троса работает хуже, чем на конце.

    Узел пустышка

    Дополнительный узел, которым пользуются для стягивания верха мешка, рюкзака. Пустышка легко развязывается, стоит потянуть концы верёвки в разные стороны.

    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Пустышка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Техника выполнения:

    1. На середине верёвки сворачивают петлю.
    2. Через неё протягивают одну часть верёвки, формируя петлю-ушко.
    3. Затягивают узел.

    Связку пустышка используют при завязывании узлов булинь и двойной проводник.

    Маркировочный узел

    Другое название маркировочного узла – альпийская катушка. Так завязывают провода и верёвки длиной до 40 м, когда они для транспортировки и хранения свёрнуты в бухту – многослойное кольцо. Связка фиксирует край троса и не даёт мотку распуститься.

    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Маркировочный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Техника выполнения:

    1. Сворачивают верёвку бухтой, последний оборот делают короче остальных на 1/3.
    2. На конце верёвки формируют петлю.
    3. Плотными витками оборачивают моток и петлю свободным концом верёвки 5-7 раз и протягивают его в петлю.
    4. Затягивают узел до упора.

    Маркировочное крепление туристы используют при изготовлении носилок, чтобы нарастить короткие деревянные части основы. Связисты с помощью альпийской катушки восстанавливают повреждённый кабель.

    Узел Бахмана

    Схватывающий узел, назван в честь своего создателя, альпиниста и спасателя Франца Бахмана. Под нагрузкой связка прижимает карабин к тросу, не давая ему двигаться. Применяют узел Брахмана для спасательных работ, подъёма грузов, навесных переправ, вяжут на одинарных и двойных верёвках.

    Техника выполнения:

    1. В карабин продевают верёвку меньшей толщины и прикладывают его длинным основанием к ведущему тросу.
    2. Верёвку, сложенную вдвое, пропускают в карабин и прикручивают его к тросу 3-4 витками.
    3. Под действием силы узел прижимает карабин, не давая ему двигаться. Чтобы возобновить движение карабина, нагрузку ослабляют.

    Как завязать узел

    Узел Бахмана надёжен, не затягивается, с ним можно работать в перчатках. Минусы крепления – плохо удерживает обледеневшую верёвку, может проскальзывать, по этой причине практически не используется в страховочных системах.

    Австрийский проводник относится к незатягивающимся узлам, другие названия – срединный проводник, ездовая петля, альпийский мотыль. Его используют для создания надёжной петли в альпинистских связках, верёвочных лестницах, в рыболовстве и в быту. Узел легко развязывается, не скользит, незначительно снижает прочность каната.

    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Австрийский проводник: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Техника выполнения:

    1. Сворачивают верёвку пополам петлёй, перекрещивают ещё раз, чтобы получилась восьмёрка.
    2. Верхнюю петлю опускают вниз, заводят под пересечение верёвки и протаскивают в нижнюю часть восьмёрки.
    3. Петлю поправляют, узел затягивают в обе стороны.

    Выполнение срединного проводника требует практики, его неудобно выполнять в рукавицах и одной рукой. На конце каната опытные туристы рекомендуют завязывать не австрийский узел, а петлю восьмёрку.

    Стремя

    Стремя, он же щёголь или выбленочный – узел, которым прикрепляют верёвки к опорам, карабинам и другим предметам с ровной поверхностью. Его применяют для самостраховки, во время спасательных операций, используют как петлю для ноги во время подъёма. С помощью узла стремя несколько предметов связывают одной верёвкой.

    Техника выполнения на опоре:

    1. Свободным концом верёвки 1 раз оборачивают столб, формируют петлю и опускают конец вниз.
    2. Внизу накручивают на опоре ещё одну петлю, затягивают.
    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Стремя: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Если верёвка синтетическая, то близко к опоре завязывают дополнительный узел. При завязывании стремени одним концом контрольный узел также необходим.

    Техника выполнения одним концом:

    1. Пропускают канат через опору или карабин.
    2. Перекрещивают верёвки, чтобы получилась петля и делают ещё одну петлю навстречу первой.
    3. Надевают вторую петлю на опору (карабин). Затягивают стремя, потянув одновременно вниз за два конца верёвки.

    Во время использования стремени нужно учитывать, что при постоянной нагрузке узел не затягивается, а при переменном приложении силы – ползёт.

    Узел придумал австрийский альпинист Карл Прусик. Его завязывают тонкой верёвкой (репшнуром) на основном канате большего диаметра. Оптимальное соотношение диаметров верёвок – 1:2.

    Применяют прусик при изготовлении натяжной переправы, для страховки во время подъёма и спуска по верёвке. Узел просто вяжется одной рукой, прочно удерживает нагрузку, в ослабленном состоянии легко двигается.

    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Схватывающий узел (прусик): узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Техника выполнения:

    1. Концы репшнура связывают между собой, чтобы получилась петля.
    2. Оборачивают петлёй основную верёвку и протягивают через себя. Так повторяют, чтобы по сторонам крепления образовались симметричные витки. Альпинисты используют узел, закрученный в 3 оборота.
    3. Прусик поправляют и стягивают. Если репшнур не был завязан встречным узлом, то делают контроль.

    Испанский беседочный (боцманский) узел выглядит, как 2 соединённые петли. Связка служит альтернативой верёвочной люльке во время спасательных операций. Чтобы помочь пострадавшему, его ноги вставляют в 2 незатягивающиеся петли узла, на уровне груди верёвку завязывают на полуштык и поднимают или опускают человека.

    Техника выполнения:

    1. На середине верёвки сворачивают 1 большую петлю, а по 2-м сторонам от неё – по 1 петле размером поменьше.
    2. Большую петлю загибают вперёд и протягивают в неё 2 боковые петельки.
    3. Узел туго затягивают.
    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Испанский беседочный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    На флоте с помощью испанского булиня сооружают беседку для внешних работ. В петли узла вставляют доску, на которую садится матрос, и его опускают за борт или поднимают на мачту для покраски.

    Восьмёрка

    Узел восьмёрка – стопорный узел, быстрый в выполнении. Он утолщает верёвку и блокирует её, не давая проскальзывать через крепления или отверстия. С помощью восьмёрки альпинисты крепят к тросу карабины, рыбаки привязывают крючки к леске.

    Узел самостоятельно не развязывается, не смещается, не затягивается. Его применяют на тросах и верёвках из всех материалов. Не подходит восьмёрка только для жёстких лесок из флюорокарбона.

    Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
    Восьмерка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Техника выполнения:

    1. Верёвку перекрещивают в форме петли так, чтобы длинная часть верёвки находилась сверху короткой.
    2. Протягивают короткий конец в петлю.
    3. Узел затягивают.

    Другие названия связки – савойский, фламандский узел. На основе восьмёрки разработано не менее 20 узлов, разных по назначению. Популярный вариант крепления – восьмёрка в виде петли. Чтобы её получить, свободный конец верёвки складывают вдвое и завязывают узел по традиционной схеме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector