Какие маломерные суда нужно ставить на учет?
Эксплуатируемые во внутренних водах:
- водные мотоциклы (гидроциклы);
- суда с подвесными моторами;
*За исключением: пассажирских, военных, наливных, судов смешанного плавания, спортивных и прогулочных парусных судов, находящихся в собственности физ.лиц байдарок (грузоподъемность меньше 150 кг), гребных лодок (меньше 100 кг), надувных безмоторных судов (меньше 225 кг).
Используемые на море:
- прогулочные суда с пассажировместимостью не больше 12 человек;
- другие суда пассажировместимостью не больше 12 человек;
- суда с подвесными моторами;
- гидроциклы.
Регистрировать необходимо как суда, находящиеся в собственности у физических лиц, так и юридических. При этом они не должны заниматься коммерческой деятельностью.
Какие факторы определяют необходимость постановки водного транспорта на учет или их перегистрацию
Подробно этот вопрос мы поднимали ранее в статье о том, какие лодки надо регистрировать. Напомним, что критериями, определяющими необходимость регистрации судна как маломерного, являются:
- масса лодки с мотором
- мощность мотора
Также согласно законодательству к маломерным судам (МС) относят транспорт длиною не более 20 м и с местами для людей — не более 12 человек. Такие суда регистрируются уже по-другому. А вот именно к маломерным относятся катера, байдарки, лодки, катамараны, гидроциклы, а также шлюпки, не приписанные к судам. Вес транспортного средства указан в паспорте, навесное оборудование не учитывается.
Использовать поставленное на учет МС владелец может на всей территории Российской Федерации. Для плавания вдали от региона регистрации, необходимо:
- документально по месту приписки засвидетельствовать техническое состояние объекта;
- сняться с учета;
- зарегистрироваться в новой выбранной для использования плавсредства области.
Регистрация ММС юридическим лицом
Для того, чтобы физлицу поставить на учет в ГИМС маломерное судно, потребуются следующие документы:
- паспорт;
- договор купли-продажи;
- ИНН;
- паспорт лодки;
- паспорт двигателя (при его наличии);
- квитанция об оплате пошлины.
Для постановки на учет в ГИМС судна юрлицом нужно будет предоставить:
- гарантийное письмо с указанием банковских реквизитов;
- справка о балансодержателе;
- техпаспорт на судно;
- техпаспорт на двигатель;
- заявление, заверенное печатью организации;
- приказ о назначении ответственного лица за эксплуатацию судна;
- доверенность.
Какие юридические тонкости препятствуют регистрации
Есть различия в оформлении лодок и моторов по критериям:
- новых и бывших в употреблении;
- в случаях отсутствия документов;
- если судно было модернизировано;
- если судно самостоятельной постройки.
Во избежание недоразумений, владелец должен знать: ремонт или модернизация МС требуют:
- документального оформления и подробного описания;
- повторного освидетельствования в инспекции (для зарегистрированных судов).
Важное требование — регулярность прохождения процедуры. На 2016 год установлен норматив – 1 раз в 5 лет. Отсчет ведется от даты регистрации, проставленной в судовом билете.
Что подготовить заявителю для регистрации лодки
Процедура оформления производится в отделении инспекции по маломерным судам ГИМС в городе (или районе), где вы хотите использовать лодку.
Собственник готовит минимальный пакет документов:
- договор купли-продажи;
- технический паспорт лодки и мотора;
- квитанцию об оплате пошлин за регистрацию (1000 рублей) и за оформление судового билета (100 рублей);
- заявление с просьбой о постановке на учет (образец есть в ГИМС);
- свой паспорт.
Но помимо перечисленных документов в инспекции могут попросить дополнительно чек из магазина (для новых лодок). А для бу лодок понадобится сделать еще кое-что:
- предыдущий владелец должен снять лодку с учета. В ГИМС ему поставят печать в судовом билете «Погашено»
- снять с этого билета копию, принести ее в ГИМС вместе со всеми остальными документами
Иногда в инспекции требуют и копию паспорта предыдущего владельца.
Также обращаем ваше внимание, что заявление нужно подать в течение 10 дней после приобретения лодки, иначе инспекторы уже смогут вас оштрафовать. Все остальные документы можно донести в ГИМС позже.
Возрастной ценз, дающий право обратится в инспекцию, – 16 лет.
Если нет возможности принести оригинал техпаспорта плавсредства, следует сделать его копию и нотариально заверить ее. Технический паспорт – это официальный документ, терять или выбрасывать его нельзя.
Услуга регистрации платная. Согласно законодательству, владелец обязан уплатить госпошлину (в 2016 г. для составляет 1000 руб. за регистрацию и 100 руб. за билет). Перед подачей документов необходимо:
- с доски объявлений в помещении инспекции переписать реквизиты;
- через банкомат (или любое банковское учреждение) оплатить пошлину;
- квитанцию приложить к комплекту документов.
Без свидетельства об уплате заявление не рассматривают.
- Судовой билет всегда берите с собой, когда эксплуатируете лодку. Если не хотите брать с собой оригинал документа, с судового билета необходимо снять копию, заверить ее у нотариуса и иметь при себе.
- Условие, что лодка не подлежит регистрации, не освобождает владельца от соблюдения правил, определяющих условия использования водного пространства. Инспектор ГИМС имеет право остановить плавсредство, проверить документы и состояние лодки, оштрафовать за несоблюдение расстояния территории пляжа, ловлю в запрещенном месте, иные правонарушения.
- Переоснащение лодки, не подлежащей регистрации, мощным мотором (более 10,88 л.с.), является обстоятельством для обращения в инспекцию с заявлением о постановке на учет.
- Если владелец желает снять с учета плавсредство, которое в связи с последними изменениями в законодательстве больше не подлежит регистрации, он может изложить свою просьбу в письменном виде и обратиться в инспекцию.
- При обращении в ГИМС с просьбой добровольно зарегистрировать МС, не подлежащее учету, заявителю откажут.
Как происходит процедура учета МС
В регламент входит два этапа: освидетельствование и регистрация.
Освидетельствование — предъявление лодки и мотора. Инспектор регионального отделения ГИМС сверяет данные, указанные в техпаспорте с обозначенными на лодке (или двигателе). Процедура может происходить:
- на площадке перед инспекцией;
- на территории владельца или в месте хранения лодки (платный вариант вызова, и инспектора очень редко соглашаются на выезд).
Лодку следует подготовить, накачать, закрепить мотор. Ее будут осматривать сначала на суше, а затем спустят на воду.
По результатам технического осмотра инспектор составляет акт. Этот документ является последней бумагой, которая входит в комплект документов. После этого передайте акт в окно приема ГИМС. Установленный законом срок рассмотрения — 7-20 дней.
В случае положительного решения владелец плавсредства получает судовой билет. Это означает, что данные о лодке внесены в единый реестр маломерных судов. При ином исходе дежурный инспектор выдает письменный отказ и разъясняет: какие недостатки послужили поводом для отказа. После ликвидации недочетов МС процедуру придется повторить.
После регистрации лодке присваивается номер. Он позволяет идентифицировать судно в случае кражи имущества, наложить штраф при нарушении правил вождения или неуплате налога.
За зарегистрированные судна необходимо платить налог, величина которого зависит от мощности мотора и региона регистрации судна. Чтобы узнать о величине налога в вашем конкретном случае, воспользуйтесь налоговым калькулятором.
Регистрация судна индивидуальной постройки
В такой ситуации к стандартному списку документов добавляется акт первичного технического освидетельствования на судно, который должен содержать заключение госинспектора о его признании годным к эксплуатации, а также товарные чеки на использованные при постройке материалы.
Случаи, требующие снятия судна с учета:
- смена хозяина – наследование, дарение, продажа;
- переезд (изменение прописки);
- гибель судна;
- полный износ судна.