Якорь для лодки своими руками чертежи

Определение веса якоря и характеристик якорного каната

Важнейшая характеристика якоря, определяющая надежность фиксации лодки или катера на месте стоянки – его держащая сила, величина которой зависит от массы якоря.

Наиболее известная формула определения веса якоря: W= (8/10)∛ D^2кгс где D – водоизмещение судна.

Диаметр якорного каната можно определить, используя следующую формулу: d=4.7 ∛ D^мм.

Наиболее прочные среди материалов, применяемых для производства канатов – синтетические. Нейлоновые и капроновые тросы имеют большую по сравнению с веревками из натуральных материалов прочность, более устойчивы к разложению, в меньшей степени подвержены воздействию температуры и влажности.

Якорь для лодки своими руками чертежи

Одно из общих правил выбора троса: разрывное усилие троса должно превышать вес якоря в семьдесят раз.Некоторые сведения о характеристиках, используемых на практике синтетических канатов для катеров внутреннего плавания, приведены в таблице.

Вид судна Масса якоря, кгс Характеристики каната (капрон)

Длина, м Толщина, м

Открытые катера до 5 м 12 25 8

(12) (30) (8)

Открытые катера до от 5 до 7 м 12 – 14 25 8

(30) (10)

Открытые катера до от 7 до 8 м 14 – 18 30 10

(35-40) (10-12)

Открытые катера до от 8 до 10 м 20 30 12

(45) –

Скобками обозначены значения для морских судов.

Наряду с расчетом массы якоря с использованием формул и таблиц используются и упрощенные алгоритмы определения этого параметра. Для надежного закрепления судна вес его якоря должен составлять около 10% веса плавучего средства. Или еще один принцип расчета, показавший свою эффективность: масса якоря должна составлять 1% длины судна.

Выбор якоря: разновидности и особенности

Якорь – устройство, используемое на воде и обеспечивающее безопасность людей, необходимо выбирать с особой тщательностью с учетом требований, предъявляемых к якорному устройству.

Назначение якоря – фиксировать положение судна при любой силе ветра, величине волн и стремительности течения. Самый тяжелый якорь, не означает – лучший. Квадратная гиря в 20 кг, не имея сцепления с донным грунтом, не удержит лодку на месте, а 8 – килограммовый якорь с этой задачей справится.

Влияют на выбор якоря и его удобство при эксплуатации и хранении. Выбор конструкции якоря зависит от условий судоходства и от характера донных поверхностей, с которыми контактирует якорь.

Адмиралтейский якорь – устойчив на всех донных грунтах. Однако уступает якорям, которые погружаются в дно двумя лапами (якорь Холла). Недостатки: сложность подъема и неудобство при хранении из-за значительных размеров лап и штока. Кроме того, стандартная конструкция этого якоря предусматривает его неудобное закрепление с помощью разводной чеки. Вместо этой конструкции часто используют стопорную шайбу с пазом.

К штоку приваривают шип и в той его части, которая проходит через веретено, надевают шайбу. Шип и паз имеют размеры, позволяющие шипу свободно проходить через паз. Шток фиксируется при повороте шайбы и ее перемещении к веретену. Проворачиванию штока препятствует еще один шип, установленный на нем и заходящий паз отверстия веретена.

Якорь Матросова с повышенной силой удерживания используется для крупных яхт и катеров.

Якорь-кошка получил широкое применение на небольших судах. Удобно складывается для хранения и может применяться для поиска затонувших предметов, тросов или цепей.

Наряду с серийно выпускаемыми якорями многие собственники судов используют для якорения подручные средства или изготавливают якорные устройства самостоятельно, применяя самодельные разработки.

Простейшие якоря из подручных средств – спортивная гантель весом 5-10 кг., пластиковая бутылка с песком внутри, наполненный гравием мешок, связанные веревкой кирпичи, свинцовые слитки в форме блинов и т.д.

Самодельный сварной якорь Курбатова – пример одной из удачных самодельных разработок якоря. Отличается конструкция якоря Курбатова от якорей Матросова и Данфорта количеством лап (у Курбатова она одна) и веретеном, имеющим раздвоение. Принцип работы: планка, соединенная с лапой, при движении якоря задевает дно и разворачивает лапу, направляя ее в грунт.

Предлагаем ознакомиться:  Как зарегистрировать лодку в гимс

Якорь успешно работает в условиях большинства донных грунтов и имеет возможность увеличения веса. При использовании якоря в условиях каменистого дна на его конце может быть закреплен дополнительный груз – болванка из металла весом в несколько килограмм.

Изготавливается якорь этой конструкции из восьмимиллиметровой проволоки, двенадцатимиллиметрового прута и трёхмиллиметрового стального листа.

Якорь «Трайдент» – зарубежный аналог якоря Курбатова. Конструкция «Трайдента» незначительно отличается от устройства якоря Курбатова. Лапа этого якоря шире и имеет форму гребня с тремя зубцами, которая легко удерживает якорь на песчаном дне, илистых отложениях или камнях.

Планка, установленная по ширине лапы, при перемещении по дну разворачивает ее и заставляет заглубляться в дно. Вместе с этим гребень упирается в нижнюю часть обоймы якоря, ограничивая разворот лапы до угла не более 40 градусов.

Конструкции складной кошки

Вариант 1. Верхняя пара лап в этой конструкции подвижная. При использовании якоря пары лап зафиксированы и располагаются под углом в 90 градусов друг к другу. После вытравливания якоря на борт верхняя пара поднимается и поворачивается, располагаясь параллельно с нижней, уменьшая габариты якоря. Фиксация подвижной пары лап производится с помощью втулок и отверстий.

Вариант 2. Отличается от первого тем, что во время нахождения якоря на дне подвижную пару фиксирует на ее рабочем месте пружина. Эта же пружина прижимает свободную пару, но расположенную аналогично неподвижной, когда якорь сложен.

Вариант 3. В кошке этой конструкции все лапы соединены с основанием якоря шарнирами и в походном положении прижаты к веретену. Разворачивает лапы в рабочее положение, прижимая их к нижней части якоря, муфта, двигающаяся по веретену. Эта же муфта, находясь в верхнем положении, фиксирует лапы, прижатые к веретену.

Якорь-кошка

Иногда в якорях-кошках перечисленных вариантов модернизируют лапы. Усовершенствование состоит в том, что лапы якоря, изготовленные из трех- или четырёхмиллиметровой проволоки или арматуры, при вытравливании с большим усилием изгибаются, освобождая якорь из грунта.

Как сохранить якорь

Избежать потери при вытравливании из воды прочно закрепившегося на донном грунте или зацепившегося за толстые корни якоря можно используя следующий способ: использование при эксплуатации якоря дополнительного троса-буйрепа.

Трос закрепляют в нижней части якоря, вместе пересечения лап и оснащают поплавком из плавучего материала-пенопласта или дерева. Поплавок указывает на месторасположения якоря.

При возникновении проблем с поднятием якоря, он поднимается со дна с помощью буйрепа.

Требования к самодельным моделям

Для какой угодно лодки ПВХ можно сделать собственными руками подходящий под конкретный случай якорь. Чтобы достичь желаемого результата при изготовлении, необходимо принять к сведению следующие требования.

  • Ни при каких условиях на устройстве не должно быть режущих поверхностей и заостренных углов. Невзирая на то, что поливинилхлорид намного надежнее и крепче резины, на воде предпочтительнее не подвергать себя риску. Невнимательное обращение с острыми предметами способно спровоцировать повреждение плавсредства, что в отдельных ситуациях чаще всего рискованно для жизни.
  • Устройство должно быть подвергнуто обработке противокоррозионным веществом.
  • Образец тормозного устройства должен подбираться с учетом дна. Если присутствует возможность зацепов, то у него должна быть способность отцепиться. В этом случае применяются или мягкие лапы, или поплавок.
  • Для ПВХ-лодки требуется подбирать малогабаритную модификацию, можно складывающуюся. Подобная конструкция создаст меньше дискомфорта рыбаку в процессе передвижения плавательного средства.
  • Идеальная масса якоря равняется 10% от несущей способности судна. Следующим параметром, который следует применять при выборе нужного образца, — длина плавсредства. Для вычисления идеальной массы анкера длина плавсредства, воплощенная в сантиметрах, множится на коэффициент 0,01. Таким образом, если лодка по длине 320 сантиметров, то масса якоря будет равняться 320×0,01=3,2 килограмма.
  • Веревка (канат, трос), которая применяется с удерживающим устройством, должна быть изготовлена из искусственных материалов. Поскольку данные материалы не подвержены гниению (в противовес натуральным) и имеют продолжительный срок службы. Длина каната должна иметь хороший запас.
  • Присутствие маленького куска цепи между якорем и канатом оказывает содействие наиболее надежному удержанию плавательного средства.
Предлагаем ознакомиться:  Ловля карпа на донку: делаем закидушку своими руками

Инструменты и материалы

Поскольку мы будем рассматривать процесс изготовления нескольких разновидностей якорей, то материалы и инструментарий, соответственно, нам понадобятся разные.

Для анкера по методике Курбатова потребуется:

  • сталистая проволока (сечением от 8 мм);
  • 3-миллиметровая листовая сталь;
  • кусок железного прутка, круглым сечением не меньше 12 мм.

Чтобы изготовить якорь-кошку будут нужны:

  • прочный железный пруток круглым сечением приблизительно 30 мм, длиной – 20-30 см;
  • кусок трубки немного большего диаметра, чем пруток, длиной приблизительно 2-3 см;
  • 2 кольца монтажных;
  • 4-6-миллиметровая листовая сталь.

Для удерживающего устройства из свинца потребуется только свинец.

Для разборного удерживающего устройства потребуется:

  • трубка из некорродирующей стали: 25 мм в диаметре, 270 мм по длине;
  • втулка с 25-миллиметровой резьбой М12;
  • кусок листовой нержавейки;
  • проволока сечением 5 мм;
  • свинец.

Для плавучего анкера понадобится:

  • плотная, жесткая ткань, имеющая водоотталкивающие свойства (брезент, парусина и тому подобное);
  • канат и спецклей.

Способы изготовления

Процедура изготовления не особенно сложна. Якорь являет собой сварную конструкцию (чертежи которой представлены ниже), отличающуюся малыми габаритами и относительно небольшой массой (приблизительно 2 килограмма).

В этом устройстве предусмотрена лишь одна лапа и раздвоенное веретено средних размеров. Данное самодельное удерживающее устройство превосходно удерживает плавсредства длиной до 5 метров.

Теперь рассмотрим пошаговое руководство изготовления.

  1. Из проволоки гнется веретено, к верхней области которого сваркой фиксируется планка.
  2. Фиксирующие шайбы и планки варятся к штоку (штанге). Они требуются для того, чтобы можно было разворачивать лапу под водой, чтобы та сцепилась с грунтом.
  3. Концы веретена свариваются у штанги посредством металлической пластины, которая требуется для обеспечения рабочих свойств лапы.

Из стального листа нарезаем:

  • 4 полосы в виде прямоугольника – 2 сантиметра по ширине, 10-15 сантиметров по длине;
  • 4 полосы – 2 сантиметра по ширине, 4-5 сантиметров по длине, края закруглить;
  • 8 полос – 2 сантиметра по ширине, 3 сантиметра по длине, один край закруглить.
  • далее вырезаем из этого же листа 4 заостренных треугольника, которые будут исполнять роль лап удерживающего устройства.

К верхней и нижней части основной трубы посредством сварки фиксируем монтажные кольца.

К низу трубы варим 4 трехсантиметровых полоски из 8 заготовленных, заблаговременно проделав в них отверстия диаметром 5-7 мм. К ним будут фиксироваться рога. Оставшиеся 4 полосы точно так же варим к отрезку 2-ой трубы. Данная труба должна беспрепятственно передвигаться по основной.

В 4 полосах длиной 4-5 сантиметров на концах делаем отверстия того же диаметра. Аналогичные отверстия сверлим с одного края 4 полос, длина которых 10-15 сантиметров.

С другого края длинные полосы заужены, и в этом районе к ним посредством сварки фиксируем треугольники. Посередине этих полос производим надрезы, после гнем их и осуществляем в месте сгиба сварку. Благодаря этому рога приобретут дугообразную конфигурацию.

Фиксируем получившиеся рога посредством железных прутков к «ушам», находящимся внизу. Четырехсантиметровые полосы точно так же фиксируем к «ушам» на втором кусочке трубы. Надеваем данный сегмент на основную трубу. В рогах сверлим отверстия так, чтобы была возможность соединить их прутками с отверстиями на других краях четырехсантиметровых полос.

Существует и складная модель кошки. Она похожа на вышеописанное устройство, но за счет скользящей муфты и обособленного шарнирного соединения лап на штанге она обладает возможностью складываться. Когда муфта пребывает в крайней нижней точке, лапы расставляются и фиксируются, а в крайней верхней – сходятся.

Особенно незамысловатый метод самостоятельного создания удерживающего устройства для надувной лодки – отлитие его из свинца. Для этого берем ориентировочно 3-5 кг свинца (исходя из габаритов судна). Пока он переходит из твердого в жидкое состояние, необходимо изготовить форму будущего якоря.

Предлагаем ознакомиться:  Ловля язя весной поплавочной удочкой

Жидкий свинец заливается в приготовленную опоку. После того как он остынет, самодельное удерживающее устройство вытаскиваем из импровизированной формы и очищаем от ненужных металлических наплывов.

Потом в штоке просверливаем отверстие под веревку. Чтобы у анкера снос течением был меньше, в самой шляпе можно высверлить несколько дополнительных отверстий.

Итак, материалы мы подготовили, займемся сборкой. На один конец трубки из коррозионностойкой стали привариваем втулку.

Лапы делаем из полос некорродирующей стали с такими размерами: длина – 26 см, ширина – 4 см, толщина – 0,4 см. Концы лап необходимо обработать наждачкой.

На одну из лап привариваем 2 полосы, дабы предотвратить проворачивания лап, когда анкер в собранном состоянии. Лапы нанизываем на шток и закручиваем гайкой М12. Для того, чтобы анкер можно было собирать и разбирать без использования инструментария, к гайке варим колечко. На другом же конце анкера делаем отверстие, в него вставляем еще одно колечко (диаметром – 40 мм, сечением проволоки – 5 мм). Масса такой конструкции будет 1,6 кг.

Плавучий якорь

Ключевой вопрос здесь – установить все рабочие габариты. Если у традиционных устройств главный параметр – это масса, которая должна равняться 10% от массы плавсредства с предельной загрузкой, то в варианте с плавучей версией основными будут габариты купола (внутренний и наружный диаметры), длина основного троса и стропильной системы.

Как правило, для пошива применяют выкройку, предварительно созданную на бумаге. Выкройка стелется на материал, вырезается заготовка. В ситуации, когда материал сильно плотный, можно пошить купол из нескольких элементов. Тогда у каждого элемента необходимо оставить припуски для швов.

Заготовку сшивают крепкими нитками – надежнее применять синтетику, так как она имеет высокие атмосфероустойчивые свойства. Затем из крепкого материала делают обруч для основы удерживающего устройства. Если конфигурация будет конусообразная, то изготавливают крестовину, к которой фиксируют края матерчатой заготовки.

Далее пришиваются стропы, обычно их 4 штуки. Если в подвешенном состоянии удерживающее устройство висит под прямым углом к отвесу, то с балансировкой все нормально, если нет, то регулируют дистанцию между строп. Под конец стропы собирают в узел и пришивают к основному канату.

Полезные рекомендации

Самостоятельно изготовить якорь – несложно. Гораздо проблематичнее обучиться его использовать. Если этим пренебречь, то лишиться якоря не будет большой проблемой, а делать тормозное приспособление для каждой рыбной ловли – довольно невыгодно. Потому необходимо понимать, как половить рыбку так, чтобы не лишиться анкера.

Любой водоем имеет свой тип дна, который может отличаться в разных областях одного пруда. Следовательно, сложно установить, на илистом либо твердом дне располагается устройство, если не постараться его изучить. Увы, большая часть рыбаков этого не выполняют. Дабы не оставить тормозное приспособление на дне пруда, надо предпринять следующее:

  • зафиксировать удерживающее устройство к утолщенной части;
  • оснастить его буйком;
  • извлекать посредством буйрепа.

Обычно для стандартного использования лодки из поливинилхлорида хватает одного удерживающего устройства. Главное, чтобы устройство было надежным, а погода благоприятствовала процессу рыбалки.

Однако желательно принять меры предосторожности и брать с собой дополнительный якорь, как говорят, «на всякий пожарный». Вместе с тем, надо принимать во внимание тип дна пруда. Порой доводится мигрировать от одного пруда к другому, где дно имеет свойство быть совершенно иным. Потому надежнее иметь 2 удерживающих устройства: одно должно быть предназначено для твердой почвы на дне, а второе – для илистой.

О том, как сделать якорь для лодки ПВХ своими руками, смотрите в следующем видео.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector