Как правильно установить датчик эхолота — viberilodku

Выбор места для фиксации датчика

Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:

  • Эхолот и спиннинг на креплении
    Транец — это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок

    Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;

  • Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
  • Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.

Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:

  • Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
  • Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
  • Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.

Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:

  • Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
  • Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.

Практически все модели сонаров для плавсредств комплектуются выносными датчиками, требующими отдельной установки. Начинать комплекс работ по креплению навигационной системы следует именно с этого устройства. Первым делом нужно найти место для оптимального размещения датчика. Желательно ориентироваться на плоскую площадку, рядом с которой нет ни выступов, ни отверстий.

Эхолот прикреплен к лодке в воде

На работу чувствительного элемента не должна оказывать влияние турбулентность, возникающая при движении техники. Поэтому искать точку монтажа следует именно в процессе работы двигателя. Его лопасти с завихрениями воды не должны мешать функции навигатора. Эхолот для катера может устанавливаться и на транце, но датчик на этой площадке можно фиксировать только при условии, что винт не находится перед транцем. Когда отстраненная от внешних воздействий зона будет найдена, следует проверить возможность погружения устройства в воду и приступать к монтажу.

Обычно в комплекте с эхолотами поставляются шаблоны с конфигурацией отверстий для сверления. По этому приспособлению следует маркировать монтажные точки. Далее необходимо проделать отверстия. Диаметр сверла зависит от конструкции несущей оснастки – как правило, толщина составляет несколько миллиметров. После этого можно приступать к сборке устройства.

В первую очередь соединяется корпус и несущая основа. Непосредственно установка датчика эхолота на катер производится с помощью винтов через проделанные отверстия. В обязательном порядке узел крепления смазывается силиконом для герметизации. Рабочие манипуляции следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить начинку чувствительного элемента. Малейший удар способен сделать работу датчика некорректной.

На этом этапе необходимо найти подходящее место для размещения установочной панели, на которой будет зафиксирован прибор. Его следует определять с учетом нескольких факторов. В первую очередь до монтажной точки должен дотягиваться кабель от самого датчика. При необходимости можно приобрести и некомплектный более длинный провод, но лучше обходиться штатной фурнитурой. Также выбирать место следует исходя из возможности доступа к эхолоту изнутри корпуса. Это позволит его надежнее установить и отрегулировать.

Учитываются и эргономические нюансы. Если не планируется использовать эхолот для катера на регулярной основе, то монтажные работы при установке и разборке должны быть максимально облегчены. К этому стоит добавить и доступность к монитору аппарата в процессе эксплуатации. Дисплей должен быть хорошо виден с обычной позиции пользователя.

Основные монтажные работы по креплению эхолота производятся внутри корпуса. Это наиболее надежная конфигурация установки, но она возможна только в случае если корпус катера однослойный. Монтаж выполняется двумя способами: посредством крепежей и эпоксидного клея. Желательно использовать одновременно два средства, что добавит прочности конструкции.

Теперь следует ответить на другой вопрос: как установить эхолот на катер, чтобы он допускал минимум помех? К сожалению, заранее просчитать воздействие шумов на сигнал сложно. Однако их уровень можно снизить, если рядом с техникой и в подкорпусной нише исключить прохождение сторонней проводки. Монтаж осуществляется винтами, после того как панель изнутри будет корректно установлена и зафиксирована эпоксидным клеем. Важно подчеркнуть, что силикон в этом случае не применяется, поскольку аналогичные составы тоже негативно сказываются на качестве приема сигналов.

Качество изображения на экране прибора напрямую зависит от правильности установки его излучателя. В случае с гребными лодками существуют некоторые особенности его монтажа. Скорости у данного плавсредства нет, потому нет необходимости в обеспечении откидывания датчика в случае препятствия.

Эхолот прикреплен к лодке в воде

Отличным вариантом может стать крепление на специальную струбцину. Опять же, благодаря отсутствию скорости, минимизируется риск сдвига или сбивания струбцины. Зато датчик может быть легко демонтирован. Что касается места монтажа, то на гребной лодке лучше всего установить датчик по килевой линии.

На гребную лодку имеет смысл устанавливать небольшой эхолот, к примеру, как этот — Lowrance Elite 5 HDI лучший выбор среди эхолотов среднего ценового диапазона.

Еще одно важное требование – перпендикулярность датчика поверхности воды. В таком случае минимизируются искажения. Причем в гребной лодке добиться этого достаточно просто, так как во время движения ее положение почти не изменяется.

  • Эхолот и спиннинг на креплении
    Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок

    Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;

  • Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
  • Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.

Транцевые

Крепление датчика эхолота на транец – наиболее часто используемое рыболовами. Основными его составными частями являются

  • Струбцина – служит для надежной фиксации приспособления на транце;
  • Телескопическая штанга – два квадратных профиля вставленных друг в друга. Регулируется глубина погружения трансдьюсера путем изменения длины штанги;
  • Крепление для датчика на конце штанги – служит для фиксации самого трансдьюсера на держателе.

Такой кронштейн позволяет закрепить датчик прибора на лодке с транцем любого типа.

Наиболее популярными в среде рыболовов являются такие модели данных кронштейнов, как:

  • Усиленный кронштейн датчика Сурикат;
  • Крепление трансдьюсера TK-550-Al;
  • Крепеж-струбцина KX-TY 1203.

Блиц-советы

    Всегда старайтесь использовать заводские крепежи – это надежнее. Выделяют всего несколько случаев, когда действительно стоит проявить собственную техническую мысль:
    • нестандартная лодка (для ПВХ практически фантастика, но Китай может удивить);
    • отсутствие транца;
    • несовместимость крепежного элемента прибора и держателя при раздельной покупке;
    • наличие нескольких лодок, принципиально отличающихся конструкцией;
  • При отсутствии струбцины всегда можно воспользоваться дрелью и болтами. Через отверстия в транце крепится кронштейн и эхолотом можно пользоваться успешно. Это не так удобно, как при съемных держателях, но на качество сигнала влиять не будет.
  • Эхолот сильно облегчает жизнь, но ловить рыбу вместо вас не в состоянии. Поэтому качественная приманка и хорошая снасть все равно необходима.

Крепления к днищу лодки

Такое крепление для датчика эхолота состоит из уголка или другого кронштейна, при помощи которого трансдьюсер плотно крепится в лодке вплотную к ее днищу. Применяется такой вид монтажа датчика только для приборов с большой мощностью: бюджетные модели не смогут пробить своим сигналом даже тонкий пол лодки пвх, не говоря уже об алюминиевом днище катера или казанки.

Врезные

С помощью таких герметичных креплений трансдьюсер врезается непосредственно в днище. Благодаря расположению его работе в дальнейшем не будет мешать совершенно ничего – ни поток от гребного винта, ни мусор и трава, цепляющиеся за него.

При установке учитывают особенности материала лодки и крепления. Так, пластиковый крепеж при разбухании древесины лодки может треснуть и дать течь, а если же установить бронзовый врезной датчик на алюминиевый катер, будет происходить электрохимическая коррозия.

Врезные поворотные

Такой кронштейн представляют собой усовершенствованное врезное крепление с возможностью поворота расположенного внутри него датчика на угол не более 120 .Устанавливаются аналогичным способом и с учетом тех же особенностей материала лодки и крепления, что и врезные модели.

Такое крепление для датчика эхолота состоит из уголка или другого кронштейна, при помощи которого трансдьюсер плотно крепится в лодке вплотную к ее днищу. Применяется такой вид монтажа датчика только для приборов с большой мощностью: бюджетные модели не смогут пробить своим сигналом даже тонкий пол лодки пвх, не говоря уже об алюминиевом днище катера или казанки.

Врезные поворотные

Крепление датчика эхолота на транец

Для того чтобы изготовить датчика эхолота своими руками, необходимы следующие материалы:

  • Труба полипропиленовая диаметром 32 мм.;
  • G – образная струбцина;
  • Ответная часть стандартного крепежа, идущего в комплекте поставки датчика эхолота;
  • Эпоксидная смола;
  • Термоусадочная трубка;
  • 3 болта 8×40;
  • 2 шестигранные гайки М8;
  • 1 барашковая гайка М8.

Сам процесс сборки самодельного кронштейна датчика эхолота состоит из следующих этапов:

  • Из стандартной трубы длиной 2 или 3 метра отрезают кусок 0,4-0,5 метра;
  • В верхнее проходное отверстие вставляется свободный конец скобы струбцины;
  • Через трубу и скобу струбцины сверлом диаметром на 8 мм сверлится сквозное отверстие;
  • Струбцина фиксируется в трубе болтом 8×40 с шестигранной гайкой;
  • Для усиления места соединения струбцины и трубы применяется водостойкая эпоксидная смола и термоусадочная трука большого диаметра. Смола заливается аккуратно внутрь трубы, а термоусадка надежно закрывает место крепления конца струбцины в трубе от попадания влаги;
  • На противоположном конце трубы при помощи двух болтов и гаек фиксируется стандартное крепление от датчика эхолота.

Подойдет такое простое и дешевое самодельное крепление эхолота на лодку пвх, катер, казанку.

Транец (от англ. transon) — плоский срез кормовой части любого плавательного средства. На маломерных речных или морских судах его используют для установки подвесных лодочных моторов.

Существует несколько видов транцевых досок, среди которых различают:

  1. Стационарные, установленные на лодках и катерах с жестким корпусом.
  2. Стационарные, применяемые на надувных лодках ПВХ.
  3. Подвесные, который используемые на небольших надувных лодках.

Обыкновенная необслуживаемая батарея

Нижняя кромка транцевой доски находится в непосредственной близости от поверхности воды, что делает ее наиболее удобным местом для размещения элементов крепления датчика эхолота.

Учитывая это, многие производители в комплект поставки включают специальный кронштейн, предназначенный для стационарного крепления трансдьюсера именно на транце плавающего средства.

В настоящее время выпускается достаточно большое количество всевозможных устройств, позволяющих надежно закрепить на лодке датчик эхолота.

Однако многие любители рыбной ловли, особенно проживающие в отдаленных районах страны, жалуются на скудность и дороговизну предлагаемых механизмов и изготавливают их своими руками.

В сети Интернет можно найти описание множества подобных устройств, причем все они изготовлены с применением материалов, находящихся у автора «под рукой».

Объединяет эти конструкции одно общее техническое решение, позаимствованное от заводских изделий — крепление к транцу плавающего средства с помощью струбцины.

Использование струбцины во всех случаях позволяет легко установить или при необходимости демонтировать установленное устройство.

Кроме того ее использование позволяет использовать самодельные устройства во время рыбной ловли на разных лодках с транцевыми досками любой конструкции.

Крепление эхолота к лодке пвх

Ее длина должна обеспечить возможность:

  • установки ультразвукового датчика на уровень линии днища лодки;
  • выноса датчика до угла транцевой доски или кормы лодки.

Это завершающий этап в части электротехнических работ. Кабель от датчика подключается к навигационному аппарату с помощью специальных разъемов и штекеров. Для определения оптимальной длины захода провода в ранее подготовленное отверстие следует произвести временную установку эхолота на катер в соответствующую позицию. Кабеля должно хватать на возможность поворота дисплея, а лишняя длина обрезается.

При наличии комплектных фиксаторов провода их следует использовать на этом этапе. Перед тем как снять монитор, систему следует протестировать. Проверяются рабочие параметры интерфейса, а также чувствительность датчика. Отдельное внимание уделяется звуковым сигналам. Обычно эта функция не работает исправно, если электропроводка была подключена с ошибками или в контуре имеет место повреждение изоляции.

На заметку

Струбцина для эхолота, изготавливаемого своими руками, подбирается качественная и прочная с максимальным зажимным размером больше толщины транцевой доски лодки на 10-15 мм.

Для резиновой лодки без транца, где трансдьюсер можно крепить к бортам присосками и другими не всегда надежными приспособлениями, актуально просто размещение его на дне лодки. Тонкий материал днища, как правило, «пробивает» большинство среднемощных моделей рыбопоисковых приборов. Для более корректного отображения информации же эхолотом необходимо поместить его датчик в небольшой тонкостенной емкости с водой.

Более детально посмотреть, как сделать самодельное крепление, можно в видео ниже.

Самодельное крепление датчика эхолота из ПВХ трубы за копейки

Таким образом, держатель для трансдьюсера рыбопоискового прибора – это неотъемлемое и очень важное приспособление при исследовании дна и поиске стоянок рыбы при помощи эхолота. От того насколько правильно будет выбран и установлен кронштейн, зависит корректность и правильность показания прибором необходимой рыболову информации, ее достоверность.

Для резиновой лодки без транца, где трансдьюсер можно крепить к бортам присосками и другими не всегда надежными приспособлениями, актуально просто размещение его на дне лодки. Тонкий материал днища, как правило, «пробивает» большинство среднемощных моделей рыбопоисковых приборов. Для более корректного отображения информации же эхолотом необходимо поместить его датчик в небольшой тонкостенной емкости с водой.

Виды конструкций

Все крепления трансдьюсеров, так еще называют эхолотные датчики, можно разделить на две категории по способу установки:

  • на струбцинах;
    крепление струбцина
  • на присосках;
    крепление присоска
  • постоянно на клею;
    стационарный эхолот
  • на элементах, плавающих в воде.
    эхолот в воде

Самыми популярными являются металлические крепления для эхолотов, выполненные наподобие строительных струбцин со штангами и зажимными винтами. Если вы владеете стандартной ПВХ, резиновой или пластиковой лодкой, то наверняка сможете подобрать себе модель, изготовленную какой-либо фирмой. В случае если держатель датчика эхолота, подходящий для вашего комплекта эхолот-лодка, отсутствует в магазине, или в вас живет Кулибин, можно соорудить этот важный элемент и своими руками в домашней мастерской.

Некоторые модели эхолотов снабжают присосками. Это крепление датчика эхолота может быть выполнено как на транец лодки, так и к его днищу.

Для весельных резиновых лодок можно порекомендовать прикрепить держатель датчика эхолота к какому-либо плавающему на поверхности воды предмету, например, к незаменимой пластиковой бутылке.

Заводские крепления

Большинство производимых крепежей состоит из трех основных элементов:

  1. Струбцина. С ее помощью производится крепление датчика эхолота к транцу ПВХ или резиновой лодки или к борту пластиковой или деревянной.
  2. Кронштейн. Соединяет струбцину с крепежным узлом трансдьюсера. Позволяет регулировать высоту установки трансдьюсера.
  3. Узел монтажа. Это место, где трансдьюсер крепят на кронштейн.

В струбцине для перемещения кронштейна предусматривается дополнительный винт для фиксации. Ослабляя этот винт, мы сможем перемещать кронштейн вверх-вниз для выбора лучшей глубины установки трансдьюсера. На конце кронштейна предусмотрены петли или ушки для непосредственной установки трансдьюсера.

Струбцина должна надежно крепиться к транцу, исключая любые колебания конструкции во избежание некорректной работы эхолота.

Высота расположения трансдьюсера относительно поверхности воды очень важна. Дело в том, что при движении лодки образуются различные завихрения воды, а это приводит к появлению под водой, в том числе и в месте расположения датчика, пузырьков воздуха. А вот они в свою очередь могут привести к неприятным последствиям.

Если воздушная прослойка будет возникать между трансдьюсером и водой, это может вызвать:

  • некорректную работу, как датчика, так и всего прибора;
  • неправильной отображение картины исследуемого дна;
  • помехи в отображении картинки на дисплее эхолота.

В связи с тем, что при движении лодки угол между ее днищем и поверхностью воды изменяется по отношению к статичному положению, необходимым условием установки будет возможность регулировки угла поворота между трансдьюсером и кронштейном. Только так можно будет с точностью посылать сигналы излучателя перпендикулярно поверхности воды.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать необходимые требования к монтажу трансдьюсера, это относиться и к конструкциям, сделанным своими руками. Держатель датчика эхолота должен иметь:

  1. Надежное крепление, исключающее малейшую вибрацию и колебания датчика.
  2. Корректировку угла наклона датчика относительно поверхности воды.
  3. Корректировку глубины установки трансдьюсера.

Такие же требования можно предъявить и к присосочным держателям. Глубину погружения датчика в этом случае можно менять, «присасываясь» далше или ближе к поверхности воды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector