Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

Оптимальные материалы для изготовления небольшого судна

Главное — решить, из чего будет создана лодка. Самыми надежными и распространенными являются следующие стройматериалы:

  • древесина;
  • фанера;
  • пенопласт;
  • стеклопластик.

Чаще всего делают лодку из дерева, поскольку такое судно, если сделать его правильно, будет долговечным и комфортным. У каждого из способов есть свои преимущества и недостатки. Надо подробно описать технологический процесс того, как сделать своими руками лодку из досок.

Сделать судно из этого материла — простое дело, для выполнения которого надо следовать такой инструкции:

  1. Взять два пенопластовых блока, которым надо придать форму лодки. Для этих целей можно использовать зарядное устройство и проволоку из нихрома.
  2. Присоединить килевые рейки, после чего следует оклеить судно стеклотканью. Особенно важно качественно обработать волокном переднюю и заднюю части.
  3. Изготовить платформу из дерева или металла.
  4. Необходимо обустроить катамаран гребным колесом.

Кстати, деревянное судно можно обшить пенопластом для продления его эксплуатационного срока.

Оргвопросы

У читателя наверняка уже назрели вопросы: что, действительно все так просто? Построил – и плавай? С женой, детишками, пассажирами, в море в шторм? В зависимости от обстоятельств вам на лодку с жестким корпусом могут понадобиться след. документы и предметы снабжения:

  • Лодка только для себя, малый несудоходный водоем – товарные чеки на использованные материалы на случай, если понадобится доказать, что они не ворованные. Малым считается водоем, в котором удаление от берега возможно не более чем на 500 м, а лодкой только для себя одноместная;
  • Лодка для себя, водоем судоходный любого размера – дополнительно свидетельство на право управления маломерным судном (аналог прав на автотранспорт) и свидетельство о его регистрации. То и другое выдается местными органами транспортной (водной) инспекции. На борту лодки должен быть обозначен ее регистрационный номер по установленной форме;
  • То, же, что и по пп. 1 и 2, в лодке могут быть бесплатные пассажиры – кроме документов по пп. 1 и 2 еще и спасательный жилет для каждого человека на борту и обязательный минимальный комплект предметов снабжения, см. далее;
  • Все то же, но пассажиры или груз платные – дополнительно лицензия на право пассажирских или грузоперевозок по воде;
  • Все по пп. 1-4, лодка парусная или парусно-моторная, в т.ч. с комплектным аварийным парусом – вдобавок удостоверение яхтенного рулевого или др. свидетельство на право управления парусным судном;
  • Лодка сделана на продажу, не серийная – лицензия на право производства малых плавсредств.

Надо сказать, что на несудоходных водоемах нарушения по пп. 1-3 являются массовыми, а в мало обжитых местах – повальными. У водной инспекции нет ни юридических, ни организационно-технических возможностей туда добраться. Поэтому претензии к владельцу судна возникают или его уголовное преследование начинается только по факту последствий аварии.

Специфика создания деревянного судна

Чтобы сделать лодку из этого материла, необходимо учитывать следующие рабочие моменты:

  1. Умение работать с древесиной и деревянными элементами — главная особенность, учесть которую надо перед началом изготовления судна. Человек должен понимать, какие пиломатериалы лучше выбрать для создания лодки. Рекомендуется изучить различные справочники и инструкции перед началом работ, чтобы конечный результат был без дефектов.
  2. Необходимо найти подходящие чертежи и схемы деревянной лодки. Своими руками можно сделать эти документы, поскольку существует множество специализированных компьютерных программ для этих целей.
  3. Важно знать: понадобится не только древесина, но и иные стройматериалы, с помощью которых конструкцию лодки можно будет скрепить и обезопасить от проникновения воды.
  4. Специалисты могут изготовить деревянное судно за 10 рабочих дней. Необходимо учитывать, сколько свободного времени будет доступно для проведения этих работ. К тому же надо найти свободное место, на котором впоследствии будет собираться плавучее средство.
  5. Перед началом работ следует приобрести требуемые инструменты и материалы, список которых будет представлен ниже.

Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

Это ключевые особенности, на которые стоит обратить внимание, однако во время работы могут появиться и другие специфические моменты. Чтобы иметь визуальное представление о конструкции, ниже приведен чертеж деревянной лодки.

Какую делать?

Если пропустить разработку чертежа и матрицы, то для изготовления этого судна надо выполнить такие несложные этапы:

  1. Очистить конструкцию от загрязнений, а после обработать поверхность антиадгезионным составом. Этот слой будет неким разделителем, который не допустит, чтобы смола приклеилась к подготовленной форме.
  2. Стеклоткань — это армирующий наполнитель, для раскроя которого надо применять специальные шаблоны.
  3. Следующий шаг — нанесение декоративного покрытия с помощью гелькоута. Этот слой не только придаст судну привлекательный внешний вид, но и защитит его поверхность от легких механических повреждений и сильного воздействия солнечных лучей. Рекомендуется наносить гелькоут аккуратно, поскольку из-за различных огрехов во время выполнения этих работ можно случайно испортить внешний вид лодки.
  4. Далее необходимо укладывать на засохший слой гелькоута раскроенные составляющие армирующего наполнителя. Стекловолокно рекомендуется обработать смолой, наносить которую следует с помощью малярного валика.
  5. Чтобы соорудить силовой каркас, надо вдоль корпуса лодки установить несколько деревянных брусков. После чего на каждый из них приклеить 2 слоя стекловолокна. На бруски необходимо установить шпангоуты (поперечные ребра) через каждые 300 мм.
  6. Пол монтируется таким образом: следует закрепить листы фанеры на смонтированные шпангоуты. Для этого можно использовать как саморезы, так и гвозди. На пол желательно уложить 2 слоя армирующей ткани, при этом каждый из них следует обработать смолой.
  7. Финальный этап — извлечение лодки из формы. Поверхность судна рекомендуется зашлифовать.
Предлагаем ознакомиться:  Ловля окуня на отводной поводок в реке, озере или на пруду

В итоге должно получиться весьма надежное и долговечное плавучее средство.

Конструкций фанерных и дощатых лодок, не требующих для постройки производственных условий, тоже множество; плавают-то люди испокон веку. Попробуем определиться, как начинающему судостроителю-судоводителю сориентироваться в этом многообразии. Напр., лодки типа каноэ (поз. 1 на рис.), каяка, байдары или отечественной оморочки очень ходки, весьма мореходны и в то же время не боятся заросших мелководий.

Виды лодок для разных условий плавания

Русская лодка-фофан (поз. 2) по своей надежности не менее легендарна, чем американская дори (см. ниже), но очень остойчива, вместительна, а управлять ею может зеленый салага. Закрученные обводы в носу делают фофан хорошо всхожим на волну в полном грузу, а вместе с «пузатым» корпусом, пологими обводами в корме и заглубленным транцем способным довольно быстро, до 20 км/ч и более, идти под достаточно мощным мотором в переходном (полуглиссирующем) режиме. Но, как видим, обводы фофана тоже двояко изогнутые, и он тяжел: чтобы ворочать фофан, нужно не менее 2-3 крепких мужиков.

Прогулочно-рыболовная лодка русский тузик (поз. 3; русский потому, что есть еще американская лодка-тузик динги, см. ниже) легка, но опять-таки с обводами двойной кривизны. То же касается морской парусной шлюпки, поз. 5, хотя она под парусом устойчиво держится на курсе на 4-балльной волне, а вытащить ее на берег возможно в одиночку.

Гнуть однажды!

Итак, мы определились еще с одним требованием в самодельной лодке из фанеры: ее обводы должны быть одинарной кривизны, т.е. образующие корпус поверхности должны представлять собой изогнутые плоскости. Для малых тихих внутренних вод оптимальным выбором будет лодка-плоскодонка типа скиф, поз. 5. Скифы в таких условиях зарекомендовали себя надежнейшими судами.

Кроме того, лодки-скифы дешевы, просты в постройке, легки: 4-х метровый скиф с днищем из оцинковки может поднять и погрузить один человек. Дополнительное достоинство для данных условий плавания – скифы отлично управляются на течении и в заросших водоемах. Воде или водорослям просто не за что их ухватить.

В несколько более сложных условиях плавания, на волнении до 2-3 баллов, оптимальной будет лодка динги. На вид динги легко распознать по носовому транцу-форшпигелю и килеватому (как говорят, имеющему поперечное V) днищу, поз. 6. Последнее позволяет динги легче всходить на волну, а форшпилель делает отношение вместимости к габаритным размерам и собственному весу динги почти рекордным.

Благодаря этому динги самая популярная лодка выходного дня у жителей удаленных от воды мест: 2-3 местная динги на верхнем багажнике вписывается в габариты легкового автомобиля, а весить может менее 50 кг. Технологически динги еще проще скифа – ее можно собрать методом шитья фанеры (см. далее) просто на полу в квартире.

Динги под парусом (поз. 7) вполне безопасна, но очень вертка, и поэтому является отличным судном для первоначального обучения плаванию под парусами. Научился управлять такой – можно без опаски переходить к румпелю/штурвалу и шкотам большой яхты. В СССР для обучения кадетов-подростков в яхтклубах широко использовался швертбот-динги «Золотая рыбка».

Наконец, если вы живете у моря или большого внутреннего озера, знаете большую воду и возжелали наконец-то построить лодку для нее своими руками, то выбор следует остановить на дори. Лодки дори – истинно океанские. Рыбаки Ньюфаундленда ловили и ловят на них рыбу в 280 и даже в 400 км от берега. Мореходность и надежность дори феноменальны:

Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

Лодки дори известны в 2-х модификациях: чисто гребной банковой и парусной (поз. 9). Чтобы управлять банковой дори, нужно быть с детства просоленным насквозь моряком, т.к. их статическая остойчивость невысока. Парусная дори не так капризны, научиться управлять ею способен новичок, знающий основы движения судна под парусами.

Кроме того, на парусную дори возможно установить мотор в колодце. Оборудовать лодку моторным колодцем, конечно, сложнее, чем усилить под мотор транец (см. далее), но зато мотор и винт будут лучше защищены от повреждений, а ремонтировать мотор на воде можно будет без опасений утопить деталь или инструмент.

В проектах лодок картоп динги и скифов часто даются выкройки их деталей. В таком случае лодку собирают шитьем (сшивкой) на кильблоках или козелках, см. рис. Сшитый на сухую корпус выставляют по обводам с помощью шаблонов-лекал и временных монтажных распорок. Швы заусовки листов, как наиболее прочные, располагают ближе к носу, как наиболее нагруженному и подверженному повреждениям.

Сборка фанерной лодки сшивкой на кильблоках. К. с.136

Строим

Постройка остроскулой лодки большей, чем сшитая, вместимости с обводами одинарной кривизны начинается с изготовления форштевня (см. ниже) и сборки шпангоутных рамок. Шпангоуты шитых лодок часто просто выпиливают из фанеры (их там всего по 2-3), но в данном случае так неэкономно – слишком много достаточно дорогого материала уйдет в отход.

Собираются шпангоуты на плазе, т.е. на ровной плоскости, на которую перенесены проекции теоретического чертежа в масштабе 1:1. Если обводы лодки простые, а места мало, на плаз можно перенести только проекцию корпус. Способы сборки шпангоутных рамок, по мере возрастания прочности, сложности и веса, даны на рис. Пазы под киль и стрингеры выбираются заранее.

Сборка шпангоутных рамок. К. с.126

Предлагаем ознакомиться:  Как сделать зимнюю блесну "шпала". Чертежи и размеры.

Далее шпангоутные рамки ставят на раму (поз. а на след. рис.), выставляют по вертикали, обводам, крепят килевой брус, форштевень (см. ниже), привальный брус и стрингеры. После этого набор корпуса малкуется ровной планкой (поз. б). Назначение малковки, во-первых, создать запилы в килевом брусе, по которым он будет соструган до заданной килеватости;

Сборка и малковка набора корпуса лодки на раме. К. с.129, 130, 144

Фортевень – самая нагруженная и ответственная часть набора корпуса. Одно из непреложных правил безопасности судовождения гласит: если опасности избежать невозможно, ее нужно принять на нос. Поэтому к изготовлению форштевня лодки следует отнестись со всей ответственностью.

Конструкции форштевней лодок. К. с.146-148

Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

Конструкции форштевней лодок даны на рис. Пробки-ватерстопы из твердого не гниющего дерева предотвращают просачивание воды в корпус. По надежности все эти конструкции примерно одинаковы. Форштевень с фальшивым носом применяется в лодках-картопах с узким форшпигелем.

На волнении и при ударах о препятствия форштевень испытывает большие динамические нагрузки, стремящиеся распереть корпус, поэтому его подкрепляют вставкой-брештуком. Судостроители-любители часто им пренебрегают или вовсе не знают, что оно такое; в этом одна из существенных причин того, что самодельные лодки служат много меньше сроков, заявленных в проектах.

Конструкция транца лодки с подвесным мотором. К. с.151

Другая достаточно ответственная часть набора, особенно для лодки, рассчитанной и под мотор – транец. Конструкция транца под мотор до 10-12 л.с. дана на рис. справа. Общая, с подкреплением, толщина транца – от 40 мм. Возможно, больше: установочные струбцины некоторых подвесных моторов не сходятся менее чем на 50-60 мм.

Непотопляемость

Размеры судна

Габариты лодки влияют на следующие технические параметры:

  • грузоподъемность;
  • вес;
  • вместимость.

Величину следует выбирать с учетом тех целей, для выполнения которых судно изготовляется. Определение нужных габаритов — непростое дело, поэтому следует огласить оптимальные размеры деревянного судна:

  • Длина должна составлять от 2 до 4 метров. Для одного человека хватит 1,8-2,5 м, а вот для двух персон понадобится около 3 м. Если планируется перевозить более 5 людей, то можно сделать лодку, длина которой составляет 4 метра, однако этот показатель может быть и выше.
  • Ширина, как правило, равняется 1-1,5 м. Чем больше этот показатель, тем устойчивее лодка. Однако важно знать: данный параметр влияет на маневренность судна.
  • Высота борта чаще всего составляет 50 см.

Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

Перед началом работ надо составить проект и схему судна. Можно сделать своими руками чертежи лодки из дерева. На рисунке надо обозначить все конструктивные детали плавучего средства. Для наглядного примера ниже приведена одна из схем деревянного судна.

Азбучные истины

Чтобы сделать лодку правильно, нужно выбрать технически грамотный, пригодный для данных условий плавания и наличных ресурсов ее проект. Чтобы выбрать проект, нужно знать хотя бы самые основы теории корабля, малого судостроения, судовождения и морской практики на малых судах. Поэтому начнем с теории.

Ходкость

Зависимость волнообразования судном от числа Фруда. Н77, с.7,8

При этом большая часть мощности двигателя или тяги парусов тратится на ее поддержание. Мотор переходит в режим «жора топлива», заодно быстро сжигая свой ресурс, а парус, как правило, не способен вытянуть судно на Fr{amp}gt;0,3. Отсюда важный вывод: не пытайтесь увеличить скорость лодки, ставя на нее слишком мощный мотор.

Таблица допустимой мощности мотора водоизмещающей лодки. К. с. 87

Движение на слишком большом для данного корпуса значении Fr еще и опасно: лодка может оказаться как бы повисшей на гребнях соседних волн или же будет стремиться съехать назад с носовой волны и зарыться кормой в воду. Если же, испугавшись вставшей перед носом волны, резко сбросить газ, лодка будет залита с кормы набежавшей следующей волной: образовавшись, волны движутся уже по своим законам.

Построение теоретического чертежа судна. К., Н77

Уже взглядом на теоретический чертеж можно оценить, на каких числах Фруда способно ходить данное судно. Напр., катер на поз. 5 – полуглиссирующий. Далее нужно сверить совпадение линий чертежа:

  • Расстояния от ДП до ватерлиний ВЛ на проекции полуширота должны совпадать с расстояниями от ДП до линий шпангоутов на проекции корпус на соотв. уровнях от ОП. С учетом масштаба, т.к. проекция корпус, нужная для построения лекал и шаблонов шпангоутов, чаще всего дается в увеличенном масштабе (см. поз. 4).
  • Расстояния от ОП до батоксов должны быть равны расстояниям от ОП до линий шпангоутов и ватерлиний на одной и той же секущей плоскости, параллельной ДП, также с учетом масштаба.

Далее следует оценить ходовые качества судна: методом трапеций определяют площади сечений подводной части по шпангоутам и отрезки соотв. длины откладывают по вертикальной оси, см. рис. Расстояние между отрезками (в том же масштабе) – одна шпация, т.е. расстояние между сечениями по шпангоутам. Огибающая отрезков, т. наз. строевая по шпангоутам, должна образовывать полуконтур некоего обтекаемого тела.

Построение строевой по шпангоутам. К. с.19

Предлагаем ознакомиться:  Прикормка на карпа своими руками

Построение строевой по шпангоутам аналогично применению правила площадей в авиации. Но, во-первых, в несжимаемой воде его действие сказывается на любых скоростях, а не на околозвуковых. Во-вторых, корпус судна лишь частично погружен в воду и потому возбуждает в движении волны гравитационные, а не давления.

Поэтому строевая по шпангоутам должна быть похожа на половинку не капли, а тела оживальной формы, наподобие артиллерийского снаряда. Чем более пологой окажется строевая по шпангоутам, тем более ходким будет судно, а широкая строевая говорит о его хорошей управляемости. «Хвостик» сзади свидетельствует о способности ходить на значительных числах Фруда, а «клювик» спереди – о хорошей всхожести на волну, но в то же время о склонности к рысканью.

Построение истинного обвода наклонного транца. К. с.122

Требуемые материалы и инструменты

Чтобы собрать деревянную лодку, понадобятся следующие строительные предметы:

  • основной материал — доски (рекомендуется приобрести ель или сосну);
  • гвозди или шурупы разной длины;
  • строительная рулетка;
  • пакля;
  • молоток;
  • ножовка;
  • клей или смола;
  • дрель и шуруповерт;
  • наждачная бумага;
  • краска (водоотталкивающая), лак и малярные кисти;
  • плотная веревка;
  • металлические листы для скрепления отдельных деталей лодки;
  • антисептический раствор для обработки деревянных поверхностей.

Это перечень основных стройматериалов, которые понадобятся для изготовления лодки из дерева.

Процесс сооружения

Необходимо выполнить такие этапы, чтобы изготовить деревянное судно:

  1. Создание всех деталей с учетом размеров, проставленных в чертеже. Главное — изготовление бортов из двух широких досок.
  2. Отпилить края каждой доски с одной стороны под углом 45°. Чтобы носовая часть судна была сделана правильно, при соединении оба пиломатериала надо присоединить друг к другу без зазоров.
  3. Доски надо закрепить в таком положении. В этом случае следует взять треугольный брусок и приложить его с внутренней стороны на стык. Важно знать: перед этим этапом доски необходимо тщательно обработать антисептическим раствором и смолой.
  4. Далее надо взять веревку и обвязать ее вокруг бортов, чтобы придать лодке необходимую форму. Не следует забывать про распорки, ширина которых должна совпадать с соответствующим параметром судна. Их необходимо установить внутри изготавливаемой конструкции.
  5. Следующий этап — готовую заднюю часть, сделанную ранее по чертежам, следует прикрепить к бортам лодки с помощью полиуретанового клея и гвоздей.
  6. Дно судна можно сделать из дерева или листов металла.
  7. В случае с железом, следует вырезать стальной кусок, размер которого должен быть на несколько сантиметров больше днища лодки. Для крепления можно использовать клей и смолу, а также шурупы, крепить которые надо на расстоянии 15-20 мм друг от друга. Следует тщательно обработать паклей стыки, чтобы исключить протечку судна во время эксплуатации.
  8. Сделать деревянное дно труднее, поэтому рекомендуется в этом случае использовать одну широкую доску.
  9. Готовую конструкцию следует обработать различными средствами: антисептиком, краской и лаком.
  10. Завершающий шаг — внутренняя отделка, суть которой состоит в том, чтобы по периметру судна установить скамейки, стулья и другие дополнительные элементы.

Готовая деревянная лодка на фото выглядит потрясающе (снимок приведен ниже).

Снабжение

Для маломерных судов выпускаются также якоря Холла, Матросова и облегченные якоря «Трайдент» повышенной держащей силы. Они достаточно дороги, а сделать их самому не получится, нужны литые детали. Самостоятельно можно сделать сварной якорь Курбатова (см. рис.), он пригоден для лодок длиной до 5 м. Если утяжелить якорь цепью нельзя или нежелательно, на каменистых грунтах к нему по тросу опускают на штерте (тонком тросике или толстой рыболовной леске) пригруз-чушку в 2-3 кг.

Якорь Курбатова. Н74, с.48

Вдруг якорь Курбатова застрянет в камнях, чушку, прежде чем его высвобождать, нужно поднять. Якорь, застрявший напрочь, высвобождается сильным резким рывком за трос. При этом могут повредиться детали 4 и 8, но в большинстве случаев их удается подправить тут же с помощью молотка и пассатижей.

Самодельное судно из фанеры

Многие люди выбирают этот вариант. К ключевому преимуществу фанеры можно отнести то, что это дешевый материал, с которым легко работать. Изготовить небольшую лодку можно из одного листа, толщина которого составляет 6-8 мм. Соединять элементы придется при помощи медной проволоки. Но для начала необходимо проделать небольшие отверстия в листе фанеры через каждые 15 см. Нижнюю часть плоской кормы (транец) и борта надо ставить на дно лодки.

Внутренние и наружные стыки следует проклеить стекловолокном, сверху которого можно монтировать буртик, каркасы для сидения и уширения под уключины. Чтобы обеспечить сооружение нужной жесткостью, на дно надо установить несколько реек. Скреплять элементы между собой можно при помощи деревянных нагелей, предварительно обработанных эпоксидной смолой. Рекомендуется в отверстия для уключин закрепить латунные трубки.

Как сделать своими руками лодку из фанеры, чтобы она не протекала? Есть простой ответ: перед использованием судно необходимо обработать лакокрасочными растворами. Чтобы увеличить срок службы лодки, ее можно оклеить стекловолокном. Не стоит забывать про весла, поскольку сделать их можно самостоятельно из древесины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector