Рейтинг лодочных электромоторов

Плюсы и минусы электрических подвесных моторов

К преимуществам электромоторов можно отнести:

  1. Малый уровень шума. По сравнению с работой бензиновых двигателей, электрические работают во много раз тише, даже практически бесшумно.
  2. Плавность хода. Агрегаты, работающие по электрической схеме, дают возможность получить стабильное количество оборотов в любых режимах. Это тоже очень полезно для рыбаков, когда необходимо медленно передвигаться по воде.
  3. Лёгкий вес. Небольшие стандартные габариты и лёгкость, сразу дали возможность использовать подвесные моторы в комплекте с лодками ПВХ. Это облегчает их транспортировку и не является лишним грузом для плавсредства.
  4. Надёжность. Отсутствие большого количества деталей, по сравнению с бензиновыми собратьями, даёт электромотору преимущество в сроках бесперебойной эксплуатации.
  5. Практичность. Двигатели не имеют сложной настройки и позволяют легко ими управлять.
  6. Экологичность. Пожалуй, один из главных факторов нашего времени. Отсутствие вредных выбросов даёт возможность применять лодку с мотором на электрической тяге без засорения окружающей среды.
  7. Использование аккумуляторов.
  8. Удобство зарядки. Зарядить и привести подвесной мотор в готовность к использованию не составляет труда. Зарядку можно осуществлять от стандартных источников питания.
  9. Цена. Сравнительно небольшая стоимость этих устройств является неоспоримым достоинством, дающим возможность пользоваться ими всем без исключения.

К недостаткам электрических подвесных двигателей относятся следующие:

  1. Низкая мощность. Этот параметр ограничен небольшими габаритами моторов. Соответственно лодки с электродвигателями хоть и имеют неплохую скорость, но всё же им далеко до бензиновых аналогов.
  2. Малая автономность. Электромотор позволяет лодке двигаться в течение трёх — пяти часов. Можно увеличить этот срок, уменьшая обороты, во время эксплуатации возрастет совсем незначительно.
  3. Невозможность зарядить аккумулятор в полевых условиях. Проблема с зарядкой элементов питания для электродвигателя является, пожалуй, самым большим недостатком такого устройства. Находясь вдали от населённых пунктов, невозможно пополнить запасы электроэнергии. Автомобильного генератора для этого недостаточно.

Современный подвесной электродвигатель состоит из следующих частей:

  1. Электросхема управления. Она находится в верхней части всего устройства. Обычно совмещена с румпелем. Румпель в большинстве случаев имеет телескопическую ручку, для удобства настройки. Это позволяет производить контроль за всеми режимами работы двигателя без особых усилий. Блок управления даёт возможность переключать обороты двигателя. Чаще всего такие моторы имеют 4-5 скоростей, рассчитанных на движение вперёд и 2-3, работающие в режиме реверса.
  2. Сам мотор. Он находится в нижней, подводной части. Особенность всей конструкции – вал гребного винта непосредственно связан с валом ротора. Он как бы является его продолжением. Такое сочетание исключает использование большого количества передаточных деталей и доводит устройство до предельной простоты. Такая конструкция позволяет намного увеличить сроки эксплуатации. Износу подвергаются только токосъемные щётки, которые несложно заменить.

Соединение мотора с электроникой осуществляется при помощи штанги, которая, в свою очередь, обладает полезными достоинствами.

Такие штанги изготавливаются из специальных, гибких материалов, которые не позволят приспособлению получить сильные повреждения при соприкосновении с препятствиями под водой. И к тому же они имеют возможность регулироваться по глубине погружения. Такая особенность даёт преимущество при движении лодки по мелководью.

Запуск производится нажатием на тумблер, что также выводит электромоторы вперёд от топливных. Управление переключением скоростей может достигаться не только ручным, но и ножным способом. Ножное управление даёт рыбаку целый ряд преимуществ. Руки остаются всегда свободными.

Принцип действия такого устройства основан на работе реечного механизма, который подсоединяется к педали кабелем. Он позволяет, нажатием ноги, менять направление движения лодки, а также переключать скорости. Удобство ещё и в том, что такое управление можно осуществлять с любого места лодки.

Фирма Minn Kota пошла в этом направлении дальше. Некоторые модели электродвигателей с ножным управлением получили в своё распоряжение дистанционный беспроводный пульт.

Теперь управлять лодкой стало возможно при помощи небольшого блока, который можно прикрепить даже к удочке и свободно контролировать и изменять все движения лодки. Также для управления лодкой можно стало использовать новейшие системы AutoPilot, Sonar и i-Pilot.

Как увеличить улов рыбы? «{amp}gt;

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.
  1. Малый уровень шума. По сравнению с работой бензиновых двигателей, электрические работают во много раз тише, даже практически бесшумно.
  2. Плавность хода. Агрегаты, работающие по электрической схеме, дают возможность получить стабильное количество оборотов в любых режимах. Это тоже очень полезно для рыбаков, когда необходимо медленно передвигаться по воде.
  3. Лёгкий вес. Небольшие стандартные габариты и лёгкость, сразу дали возможность использовать подвесные моторы в комплекте с лодками ПВХ. Это облегчает их транспортировку и не является лишним грузом для плавсредства.
  4. Надёжность. Отсутствие большого количества деталей, по сравнению с бензиновыми собратьями, даёт электромотору преимущество в сроках бесперебойной эксплуатации.
  5. Практичность. Двигатели не имеют сложной настройки и позволяют легко ими управлять.
  6. Экологичность. Пожалуй, один из главных факторов нашего времени. Отсутствие вредных выбросов даёт возможность применять лодку с мотором на электрической тяге без засорения окружающей среды.
  7. Использование аккумуляторов.
  8. Удобство зарядки. Зарядить и привести подвесной мотор в готовность к использованию не составляет труда. Зарядку можно осуществлять от стандартных источников питания.
  9. Цена. Сравнительно небольшая стоимость этих устройств является неоспоримым достоинством, дающим возможность пользоваться ими всем без исключения.

Такие штанги изготавливаются из специальных, гибких материалов, которые не позволят приспособлению получить сильные повреждения при соприкосновении с препятствиями под водой. И к тому же они имеют возможность регулироваться по глубине погружения. Такая особенность даёт преимущество при движении лодки по мелководью.

1. Определение необходимой мощности.

https://www.youtube.com/watch?v=_1roWOaaofQ

Для определения водоизмещения нужно суммировать вес лодки, двигателя, топлива, примерный вес пассажиров и снаряжения. Так, при ориентировочном водоизмещении в 1500 кг, понадобится мотор мощностью около 60 lbs.

Имеет ли смысл приобретать мотор большей мощности, чем требуется?

Так как увеличение скорости всего на 1 км/ч требует увеличения мощности мотора в 1.5 раза, что сразу влечёт за собой увеличение стоимости мотора, то, наверное, не имеет смысла переплачивать за такое незначительное повышение скорости лодки.

2. Выбор аккумулятора

Электромоторы для лодок

Электромоторы рассчитаны на два режима питания: 12в и 24в. Аккумуляторы рассчитаны на 12в, поэтому для мотора на 24в, используются два аккумулятора, последовательно соединённых.

Существует два типа аккумуляторов для лодочных электромоторов: стартовые и тяговые.

  • Стартовые – в течение короткого времени выдают максимум значения электрического тока. Однако при глубокой разрядке, что и происходит за целый день использования, могут быстро выйти из строя.
  • Тяговые – наиболее подходят для лодочных электромоторов, они не боятся даже полной разрядки. К наиболее популярным аккумуляторам относятся: Varta, Exide, Deka.

Цена на тяговые аккумуляторы в несколько раз выше, чем на стартовые, но и срок их службы превышает срок службы стартовых в 5-10 раз. Если вы выходите на рыбалку достаточно часто, то имеет смысл приобрести тяговый аккумулятор.

Выбор ёмкости аккумуляторной батареи зависит от мощности выбранного мотора. Мотор большей мощности требует батареи с большей ёмкостью.

При максимальной скорости электромотор потребляет примерно 1А на каждый фунт мощности. Скажем для мотора мощностью 30 фунтов с ёмкостью аккумулятора 75 А/час, запас хода при максимальной скорости составит 2.5 часа (75:30=2.5).

На средней скорости, аккумулятора хватает максимум на два дня рыбалки. Если планируется большее количество дней, нужно предусмотреть возможность подзарядки.

Ориентировочные данные зависимости времени плавания и пройденного расстояния от скорости лодки при использовании электромотора мощностью 30 lbs c батареей ёмкостью 75 А/час.

2.6 КМ/Ч 3.2 КМ/Ч 3.8 КМ/Ч 4.4 КМ/Ч 5.6 КМ/Ч
Время в пути час 11 8 6 5 2.5
Максимальное расстояние км 27 25.6 22.8 22 14

В тяговых аккумуляторах глубокого разряда может использоваться гелевидный электролит. Такие аккумуляторы абсолютно герметичны, не требуют проверки уровня жидкости.

Гелевая субстанция препятствует разрушению пластин от воздействия вибрации, что обеспечивает батарее высокую прочность.

Электромоторы для надувных лодок

Спустя месяц после полной разрядки, они могут набрать 100% исходной мощности, время подзарядки уменьшается в 7 раз по сравнению с обычными аккумуляторами.

Современные гелевые аккумуляторы разработаны для использования в условиях, когда использование аналогов с жидким электролитом затруднено или невозможно.

СТОИМОСТЬ РУБ ЁМКОСТЬ A/ЧАС ВЕС КГ ПУСКОВОЙ ТОК A
Crown (США) 12в 6946 95 22 675
Crown (США) 12 в 9439 115 27 845
DEKADP 24 серия MarineMaster (США) 5750 85 17.7 550
DEKA DC31 DT серия Marine Master (США) 12 в 8950 120 26.8 650
DEKA DOMINATOR 8G24 (США) гелевый 12в 10850 74 24.3 400
DEKA DOMINATOR 8G31DT (США) гелевый 12в 14000 100 32.5 550

Определить разряжен ли ваш аккумулятор во время движения, можно с помощью вольтметра. Хотя для тяговых аккумуляторов имеются специальные приборы индикации заряда. Они могут быть как переносными, так и встраиваемыми в приборную панель.

Что представляет собой лодочный электромотор

Давайте взглянем на конструкцию лодочного электромотора, она состоит из:

  • Струбцины
    Струбцины

    Винта с двигателем, который, собственно, и задает движение и тягу. На многие современные модели ставится система, выравнивающая скачки при переходе с маленькой передачи на высокую. Технология обеспечивает плавные обороты винта, защищая аккумулятор от перегруза.

  • Штанги, на которую крепится движок. Её высота регулируется и обеспечивает легкое прохождение на мели.
  • Струбцины, скрепляющие мотор с транцем лодки.
  • Подвижного румпеля, позволяющего выбирать направление движения лодки.
  • Панели управления, через которую регулируется скорость, либо включается задний ход.

При этом двигатель состоит из:

  • прочной композитной трубы;
  • обтекателя редуктора;
  • мотора и закрепленного на его вал гребного винта.

Разные компании выпускают модели винтов с различным размерами и количеством лопастей. Популярными считаются винты с двумя лопастями. Они не цепляют водоросли и ил, хотя периодически очищать их от травы все же необходимо.

Помимо этого, от глубины погружения винта, зависит мощность работы двигателя. Чем винт глубже, тем эффективнее мощность, но здесь появляется вероятность повреждения винта о дно.

Достоинства электромоторов

  • Достоинства электромоторовНебольшой вес (до 10 кг);
  • Бесшумность при работе;
  • Мгновенный запуск;
  • Хорошая маневренность и легкость управления;
  • Возможность плавать по мелководью;
  • Минимум затрат на эксплуатацию;
  • Компактность и удобство при перевозке;
  • Стоимость электромотора с аккумулятором в 2 раза меньше, чем стоимость бензинового двигателя с минимальной мощностью.

Недостатки электромоторов

Несмотря на ряд очевидных плюсов электромоторов, некоторые любители рыбалки до сих пор, не воспринимают их серьезно. В основном так думают владельцы крупных моторных лодок с бензиновым движком.

Тем не менее, электрический мотор обладает рядом преимуществ:

  • Легкость в эксплуатации. Уход за агрегатом прост и дешев. Необходимость в смазке практически отсутствует. Также не требуется подготавливать мотор к хранению на зиму.
  • Цена. Электромотор стоит относительно дешево и работает от аккумулятора не требуя постоянных затрат на топливо. Аккумулятор придется покупать отдельно. При этом цена комплекта, все же значительно ниже бензинового двигателя
  • Бесшумность. Одно из самых главных преимуществ для любителей умиротворенного отдыха. Лодка без труда может зайти в самые мелкие водоемы, не создав лишнего шума и волн. Идеально подходит для ловли «на дорожку».
  • Хождение на мелководье.
  • Удобное управление, не требующего большого опыта и мобильность. Двигатель запускается за секунду, а передачи переключаются быстро.
  • Возможность троллинга на скорости 3 км/ч.
  • При спокойном ветре может заменить якорь.
  • Вес самого мотора, редко переваливающий за 9 кг. Некрупные габариты вполне позволяют уместить агрегат в багажнике машины.
  • Индикатор заряда батареи. Аккумулятор заряжается относительно быстро, однако зарядку нужно планировать заранее.
  • Экологичность. Электричество не загрязняет окружающую среду, в то время как бензиновые моторы запрещены на некоторых водоемах.
Предлагаем ознакомиться:  Плетенка для троллинга рейтинг || Плетенка для троллинга рейтинг

При всех плюсах, электромотор имеет и некоторые минусы:

  • В первую очередь необходимость покупки тягового аккумулятора. Необходим тяговый аккумулятор, автомобильный не годится, в силу того, что требуются постоянная поддержка напряжения, а не единичные импульсы.
  • Вес аккумуляторной батареи может достигать 30кг. Размер батареи зависит от длины лодки. Если лодка меньше пяти метров годятся 12 и 24 вольтные модели, с весом примерно 20 кг. При длине судна более пяти метров нужны 36 вольтные АКБ.
  • Зависимость от погоды. При сильных волнах появляется вероятность сильно «замочить» батарею. Сюда же относится сильный ветер, уменьшающий эффективность работы электромотора.
  • Малая скорость движения. При загрузке в 250 кг максимальная скорость средней электромоторной лодки против ветра достигает 5 км/ч. Наибольшей скоростью при минимуме нагрузки для лодок длиной больше 8 метров может стать 12-15 км/ч. Для лодок меньше 8 метров, то есть для большинства, этот показатель понижается до 7-10 км/ч.
  • Время непрерывной работы аккумулятора 100 А/ч на максимальной скорости в среднем составляет 2 часа, а пройденное расстояние 10-12 километров. То есть порыбачить на электромоторе, в среднем удастся не более 2 дней. Правда, всегда можно взять второй аккумулятор, но это ударит по весу судна.

Данные недостатки, однако, являются, скорее, некими техническими ограничителями. Если у владельца лодки имеется возможность для постоянной зарядки АКБ, данный тип моторов является идеальным средством для ловли рыбы не только в небольших водоемах, но и в крупных реках и даже морях.

  • Малый запас хода (в среднем одной полной зарядки аккумулятора хватает на 1-2 дня использования);
  • Низкая скорость перемещения (до 6-8 км/ч);
  • При наличии сильного ветра или течения передвижение практически невозможно.

Стоит сказать, что указанные недостатки актуальны лишь при использовании электромотора в качестве единственного двигателя на судне.

Если же лодка оснащена ещё и бензиновым двигателем, недостатки электромотора компенсируются возможностями второго движка, а вы получаете в распоряжение универсальное средство передвижения по воде. 

У каждого устройства есть как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому чтобы определиться с конкретным выбором, нужно взвесить все «за» и «против». Чем же хороши электрические моторы для лодок ПВХ, перечислим их достоинства:

  • они легкие по массе;
  • практически бесшумные;
  • маневренные;
  • просты в устройстве;
  • в них нечему ломаться;
  • большая автономность работы батарей;
  • экологически чисты, нет вредных выбросов;
  • легко запускаются;
  • стоят недорого, за исключением цены аккумуляторов.

Рейтинг лодочных электромоторов

Нужно, тем не менее, сказать и о недостатках. Но они все рассматриваются через призму бензиновых моторов, что не совсем корректно:

  • невысокие скорости передвижения;
  • тяжелые аккумуляторы;
  • малая мощность;
  • перспектива использования ветровых генераторов и солнечных панелей для зарядки батарей.

Как выбрать электромотор в интернет-магазине?

TOHATSU

Эта японская фирма в последние годы является самым надежным поставщиком подвесных моторов для лодок, работающих на топливе. Каждый двигатель, перед тем как поступить на торговый рынок, подвергается на заводе специальному тестированию. Моторы Тохацу воплощают в себе удачное сочетание компактности, небольшого веса и высокой мощности.

YAMAHA MOTOR

Крупнейшая среди мировых фирм, занимающихся выпуском лодочных моторов подвесного типа. Японский производитель снискал себе безупречную репутацию. Качество, надежность, отличные технические характеристики двигателей этой фирмы вне конкуренции. Линейка модельного ряда представлена семью основными типами выпускаемых двигателей. Помимо этого, заводы корпорации, располагающиеся исключительно на территории Японии, выпускают лодочные моторы свыше двухсот модификаций.

Российскому потребителю наиболее известны двигатели Yamaha четырех основных серий:

  • Hi-Tec с раздельной подачей масла и топлива, мощность – 2-300 л.с.;
  • 2Original – простотой и надежный, мощность – 20-200 л.с.;
  • Four Stroke – четырехтактные двигатели мощностью 2,5 – 250 л.с.;
  • Enduro — моторы, предназначенные для эксплуатации при повышенных нагрузках.

Моторы этого производителя отличаются соответствием самым высоким требованиям по охране окружающей среды. Для них характерна бесшумная работа при любой скорости. Экономны, благодаря низкому потреблению топлива и отсутствием нерациональных потерь. Обеспечены системой безопасности, сигнализирующей о давлении масла, перегреве, и прочих критических ситуациях.

SUZUKI

Двигатели – двух- и четырехтактные – отличаются исключительным качеством. Моторы производятся в Японии, так же, как и исходные материалы и комплектующие. Только несколько моделей — DT2.2, DF4,5,6 – собираются на новом дочернем сборочном предприятии SUZUKI в Таиланде методом отверточной сборки из исходных составляющих, поставляемых из Японии.

MERCURY

Как выбрать электромотор для лодки

Фирма, расположенная в США, производит двигатели для лодок с очень широким диапазоном мощности – от 2,5 до 275 л.с. Лодочные двигатели Меркурий отличаются надежностью, компактностью, экономичностью, динамичностью и комфортной эксплуатацией. Продукция рассчитана на самого взыскательного покупателя, как среди любителей, так и профессионалов. Выпускаются моторы двух типов – двух- и четырехтактные.

Для двухтактных характерно идеальное соотношение вес/мощность. В последних моделях MERCURY четырехтактного типа установлена инновационная система электронного впрыскивания топлива.

Перед тем как выбрать электромотор, нужно продумать круг задач, которые будут решаться с помощью такого устройства. Определить для какого плавательного средства будет приобретаться электромотор, на каких водоёмах планируется им пользоваться, и каков общий вес перемещаемых с помощью электромотора предметов.

Электромоторы используются на небольших деревянных лодках, байдарках, резиновых или корпусных лодках, катерах, маломерных судах. На этих плавательных средствах могут быть установлены разные моторы, отличающиеся между собой длиной штанги дейдвуда, силой тяги двигателя и системой управления мотора.

Для перемещения лёгких резиновых лодок или байдарок весом до половины тонны, подойдут моторы с тягой 30−35 фунтов, а для больших корпусных лодок и катеров приемлема тяга в 40−45 фунтов.

На лёгкие плавательные средства (резиновые лодки, байдарки) рекомендуется устанавливать более лёгкие по весу подвесные электромоторы, закрепляемые на транце. Они имеют небольшой вес и более доступны по цене.

Для лучшего управления более тяжёлыми лодками или небольшими катерами, целесообразнее приобретать носовые моторы. Они более функциональны, но стоят дороже. При выборе электромотора обращают внимание на следующие особенности и характеристики:

  1. тяговое усиление. Обозначает силу, с которой электромотор может тянуть плавательное средство;
  2. мощность аккумулятора — объём потребляемой энергии;
  3. вес и габариты модели. Мотор приходится много раз перемещать с места на место, устанавливать на лодку и снимать с неё, перевозить его на машине до места сплава, поэтому таким характеристикам придаётся особое значение;
  4. особенности системы электропитания. На них обращают внимание при покупке аккумулятора, если будут использоваться моторы с выносным аккумулятором. При этом учитывают два основных параметра: напряжение питания и потребление электроэнергии (мощность);
  5. чем тяжелее будет используемое плавательное средство и больший объём груза придётся с его помощью перемещать, тем более мощный мотор потребуется приобрести, и тем больше энергии он будет потреблять. То есть, нужно приобретать либо больший по объёму аккумулятор, либо выбирать электромотор с большей силой двигателя;
  6. особенности системы переключения передач. Скорость лодки, оснащённой электромотором, доходит до 7 км/час. Плавное переключение скоростей позволяет подобрать необходимую скорость как можно точнее.

Использование лодочных электромоторов имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с моторами, приводимыми в действие с помощью бензиновых двигателей:

  • Лучшие электромоторы для лодок пвх рейтингОтсутствие шума при работе. В отличие от бензиновых, электромоторы не издают звуков во время работы электрического двигателя. Такое свойство позволяет рыбаку подойти на лодке к месту максимального скопления рыбы, не распугав её при этом. Таким образом, можно насладиться тишиной и слушанием звуков природы, а не шума от работающего мотора;
  • Сохранение экологической среды. Работающий электромотор не производит вредных выбросов в воздух и не загрязняет воду, что позволяет сохранять экологический баланс;
  • Поддержание постоянного уровня скорости, что особенно актуально при осуществлении троллинговой рыбалки, при перемещении по рекам, имеющим небольшую скорость течения или вдоль озёр. Медленный ход движения лодки позволяет проводить рыбалку спиннингом, выявляя особые места скопления рыбы;
  • Относительно небольшой вес мотора позволяет перемещать его и устанавливать на лёгкую лодку из ПВХ, резиновую лодку или байдарку силами одного человека, без привлечения посторонней помощи, что позволяет отправиться на рыбалку в одиночку;
  • Лёгкость маневрирования в определённых условиях. На лодке, оснащённой электромотором, легче проходить трудные места скопления камышовых зарослей, чем пробираться сквозь них на весельной лодке;
  • Не требуют топлива для своей работы. Электромотор приходит в движение при помощи энергии, которую накопил аккумулятор;
  • Лёгкий запуск мотора. Запуск осуществляется простым включением при помощи панели управления. При этом не требуется прилагать больших усилий, которые могут понадобиться для запуска бензинового двигателя;
  • Не требуется проведения периодического технического осмотра двигателя;
  • Отсутствует необходимость зимней консервации двигателя;
  • Небольшие размеры и вес мотора;
  • Отсутствие необходимости тратить денежные средства на эксплуатационные расходы.
  • Низкая, по сравнению с моторами других типов, стоимость двигателя. Мотор, аккумулятор и зарядное устройство стоят в несколько раз дешевле, чем бензиновые моторы.
  • Лучшие электромоторы для лодок пвх рейтингМаксимальная скорость передвижения лодки по водоёму при помощи электромотора ограничена пределом в 10 км/час;
  • Электромоторы не могут быть использованы при сильном порывистом ветре и на реках с бурным потоком, имеющих высокую скорость течения;
  • Не предназначены для особо длительного передвижения по водоёмам, так как аккумулятор имеет определённый запас электроэнергии и может разрядиться, что будет способствовать остановке двигателя электромотора;
  • Требует нахождения поблизости источника пополнения аккумулятора — электрической подзарядки;
  • Тяжёлый вес аккумуляторного устройства (до 30 кг), часто превышающий вес самого электромотора почти в два раза.

Уход и хранение

Чтобы электромотор, прослужил как можно дольше, его периодически очищают от пыли и грязи. При этом используется вода, а после этого, технику просто вытирают досуха.

Хранят мотор и аккумулятор в тёплом, лишённом излишней влаги, месте. Это сбережёт технику от неблагоприятного воздействия среды.

Без определенных знаний это сделать сложно. Ведь вы не можете испробовать на практике моторы всех брендов, а при покупке всегда есть большая вероятность ошибиться. Опираясь на отзывы реальных пользователей, мы создали рейтинг лодочных электромоторов, по которому вы сможете оценить, какой из брендов лидирует на данный момент.

Если вы относите себя к рыбакам или просто ищете альтернативу бензиновому двигателю для своей лодки, покупка электромотора станет отличным выходом. Некоторые производители предлагают своим покупателям новые решения в использовании своей продукции.

К примеру, современные моторы Minn Kota дают возможность совершать маневры при сохранении бесшумности. Это одна из причин, почему данный бренд входит в число лучших в рейтинге лодочных электромоторов.

аккумулятор для лодочного мотора

Перед покупкой электромотора для лодки, необходимо чётко определиться в каких условиях будет использовано это устройство. Многие двигатели рассчитаны на эксплуатацию только в пресной воде. Работа таких моторов в условиях моря может уменьшить срок их надёжной работы и даже привести к выходу из строя.

Предлагаем ознакомиться:  Лучшие блесна на щуку осенью: 10 рабочих и уловистых вертушек и колебалок || Рейтинг лучших приманок на щуку

Мощность является одним из важных критериев. Зависит она от длины надувной лодки и её грузоподъёмности. Чем тяжелее лодка, тем больше мощность должна быть у электромотора.

Скорости у лодок с электромоторами примерно одинаковые – от 5 до 7 км в час, а вот переключение скоростей отличается. Плавное переключение даёт возможность точнее подобрать необходимую скорость, но имеет более сложную схему. Это делает её менее надёжной, чем у моторов с дискретным переключением скоростей.

Также следует обратить внимание на вес самого электромотора. Этот фактор будет немаловажен при транспортировке и установке двигателя на лодку. Обычно популярные модели весят от 5 до 12 кг.

Системы управления

Для лодочных электромоторов доступны три системы управления:

  • Управление посредством румпеля называется ручным и не отличается от управления обычными моторами на бензине. Переключает скорость поворот ручки румпеля, а направление меняется перемещением всей его конструкции. Данный способ управления удобен тем, что винт всегда «под рукой» и в случае чего, его можно оперативно поднять.
  • Педальное управление осуществляется ногами. Нажатием на педаль регулируется выбор передачи, направление и даже повороты. Данный способ управления особенно удобен спиннингистам.
  • Дорогие модели оснащены дополнительно пультом, правда, данный способ управления целесообразен для особенно больших лодок.

Правила эксплуатации электромотора

Устанавливаются электромоторы на судно без каких-либо сложностей. Такие двигатели можно ставить на простейшие надувные лодки, имеющие подходящий навесной транец.

Мощность электромотора для лодок указывается не в привычных лошадиных силах, а в тяговом усилии.

Чаще всего тяга электромотора указывается в фунтах. Измерять тяговое усилие можно самостоятельно, используя обычные рычажные весы.

https://www.youtube.com/watch?v=

Берём безмен, крепим одной стороной к лодочному фалу, а другой – к неподвижной опоре. Далее запускаем двигатель и смотрим показатель веса, который в данном случае и является тем самым тяговым усилием электромотора.

лодочный электромотор Yamaha

Статья по теме: выбор мотора для лодки

На резиновые лодки подвесные электромоторы могут быть установлены в двух вариантах: стандартном – на кормовом транце, или на носу. При установке мотора на надувную лодку нужно учитывать следующие условия. Кормовой транец должен быть надёжно соединён непосредственно с корпусом.

При этом он должен обеспечивать необходимую высоту крепления антикавитационной пластины. Гребной винт должен постоянно находиться под водой на такой глубине, чтобы при волнении он не вылетал на воздух. Сильное заглубление увеличит нагрузку на мотор и создаст дополнительное трение о воду, что тоже снизит КПД.

Второе условие – антикавитационная пластина должна давать возможность валу гребного винта всё время быть в параллельной плоскости с водой. Этот параметр достигается посредством регулировки и достигается при помощи тех описания к каждому отдельному двигателю.

Для удобства и скорости присоединения электромоторов к лодке почти все они оснащаются креплением в виде струбцины. Это даёт возможность надёжно установить устройство в кратчайшие сроки.

Во время использования электромотора на надувной лодке не следует забывать некоторые правила:

  1. Если электромотор не оснащен механизмом плавного увеличения скорости, нельзя резко включать максимальную. Это может повлечь за собой перегрузку двигателя и быстрый разряд батареи.
  2. При подходе к берегу следует плавно переходить на более низкую передачу.
  3. Не стоит давать возможность винту цепляться за дно или другие препятствия. Это может вывести весь мотор из строя.
  4. Необходимо постоянно следить за состоянием аккумулятора.

Мощность электромоторов оценивается не количеством лошадиных сил, а тяговым усилием. Это такой показатель, который можно измерить, потянув за крючок пружинного безмена.

Например, тяговое усилие маломощного электродвигателя в 12,7 килограммов равно 0,38 лошадиных сил. Но этого вполне хватает для работы с лодкой, нагруженной до 600 килограммов. Скорость передвижения при этом составит от 5 километров в час.

Более мощные агрегаты способны разогнаться до 12 км/час, но, повторим, что скоростные задачи не входят в приоритет использования электрических лодочных моторов.

Для того, чтоб сделать правильный выбор лодочного мотора из всех известных моделей, необходимо определить, для какого типа судна он предназначается. А также – тип водоема, в котором планируется его эксплуатация. Это связано с тем, что длина дейдвуда, или «ноги» мотора определяется в зависимости от типа, размера и глубины посадки плавательного средства.

1. Если предстоит приобрести мотор для резиновой лодки, то разумным выбором в соотношении цена/качество станет двухтактный двигатель Mercury производства США.

Это отличная бюджетная модель для рыболова-любителя, выбирающегося на рыбалку по выходным. Мощность и надежность этого лодочного мотора позволит совершать небольшие путешествия по рекам и озерам без оглядки на течение. Грамотная эксплуатация и надлежащий уход – гарантия того, что этот двигатель прослужит достаточно длительное время без ремонта.

2. Для малоразмерной или среднеразмерной легкой лодки, предназначенной для частых и дальних поездок, лучше всего приобретать более мощный двухтактный двигатель – оптимальный вариант – 15 л.с. Согласно многочисленным отзывам знатоков, подвесной двухцилиндровый мотор YAMAHA 15FMHS лучше всего отвечает поставленным задачам.

Двигатель Ямаха выгодно отличается особым запасом живучести мотора. По отзывам, даже после пребывания в воде из-за случайного затопления лодки просушенный и почищенный должным образом мотор прослужит еще очень долго.

лодочный электромотор Minn Kota

3. Если мотор предназначается на прогулочный вариант плавательного средства, рассчитанный на дальние переходы с большой нагрузкой, то лучше всего снова выбрать японского производителя — двухтактный YAMAHA 30HWCS.

Высокое качество исходных материалов и сборки выгодно отличает двигатели Ямаха от остальных моделей с такими же техническими характеристиками. Вложенные в покупку двигателя средства окупятся безупречной работой без специального обслуживания в течение нескольких сезонов.

  1. Лучшие электромоторы для лодок пвх рейтингдвигатель, с прикреплённым к нему винтом, за счёт вращения которого лодка приходит в движение;
  2. аккумулятор, с помощью которого функционирует двигатель;
  3. система управления оборотами. Таким устройством оборудованы многие современные модели лодочных электромоторов. Система управления оборотами способствует плавному способу переключения передач, убирая рывки при запуске двигателя;
  4. штанга (дейдвуд), к которой прикрепляется двигатель. Она изготавливается из специального гибкого материала, помогающего избежать сильного её повреждения при встрече устройства с возможными препятствиями под водой. Дейдвуд имеет систему регулировки, поэтому двигатель можно перемещать вверх и вниз с его помощью. Такая особенность устройства штанги помогает перемещать моторную лодку в условиях мелководья;
  5. струбцины — специальные устройства, прикрепляющие мотор к транцу лодки;
  6. румпель — подвижный элемент, задающий направление движению лодки;
  7. панель управления. С её помощью можно включить нужный уровень оборотов, или поменять направление, задав движение вперёд или назад.

В отличие от шумного бензинового двигателя, электромотор практически не издаёт громких звуков и не загрязняет водоём вредными веществами. Такое устройство позволяет умело маневрировать в труднодоступных местах, на мелководье и в крупных глубоких озёрах и реках, не нанося ущерба экосистеме водоёма.

Электромотором можно оснастить небольшую деревянную, надувную резиновую лодку и лодку из ПВХ для перемещения по озёрам и рекам для рыбалки или прогулки. Можно установить мотор и на большие лодки или катера в качестве дополнительного средства.

Благодаря своей простой конструкции, лодочный электромотор отличается надёжностью и долговечностью. Для увеличения срока его эксплуатации следует соблюдать несколько несложных правил:

  • Скорости должны переключаться плавно, с интервалом 2-3 с. Переключение с 1 скорости сразу на 5, может привести к быстрой разрядке аккумулятора;
  • Регулярно менять щетки электродвигателя;
  • Оптимальный расход энергии аккумулятора поддерживается на 2-3 скоростях;
  • В случае поломки винта, его замена может быть осуществлена самостоятельно.
МОЩНОСТЬ LBS ВЕС КГ СКОРОСТИ ВПЕРЁД/НАЗАД ИНДИКАТОР ЗАРЯДКИ ТЕЛЕСКОП.РУМПЕЛЬ/ НАКЛОН РУМПЕЛЯ ЦЕНА РУБ
Water Snake T18 28 6 2/2 нет нет 4700
Water Snake FWT28 44 9.5 5/2 есть есть 10098
Endura 30 5.7 5/3 есть есть 8670
Endura 50 10 5/3 есть есть 22130

Выбор электромотора в качестве основного или дополнительного к основному бензиновому двигателю для надувной лодки, оправдан его отличными характеристиками, необходимыми для такого вида рыбалки как троллинг, а также возможностью использовать его в тех местах, где бензиновые двигатели запрещены.

Советы по использованию электромоторов на лодках

  1. После возвращения с рыбалки, каждый раз необходимо снимать двигатель и тщательно его вычищать. Где необходимо – провести смазку.
  2. Если мотор работает неравномерно, нужно немедленно прекратить его эксплуатацию и обратиться к специалисту. Возможно подгорание обмотки электродвигателя.
  3. Желательно всегда иметь запасной аккумулятор даже меньшей мощности. Это позволит дойти до берега в случае полного разряда основного.
  • Если аппарат не оснащен плавным регулятором переключения скоростей, то менять передачи следует мягко и по порядку. Помимо вреда самому мотору, урон наносится и по аккумулятору. Тяговый аккумулятор не любит скачков в напряжении.
  • Правильно распределяйте вес на судне. Мотору гораздо легче тянуть лодку, поэтому расположить его можно на носу, хоть это и требует дополнительного тюнинга. Основные тяжести расположить следует равномерно посередине судна. Это поможет легко контролировать повороты.
  • Самая предпочтительная скорость – третья. На ней максимально экономится аккумулятор, плюс с неё удобно плавно переключаться.
  • Следите за глубиной винта. Если в воде есть сети браконьеров, поднимите штангу повыше.
  • Периодически чистите винт от посторонних предметов.
  • Не забывайте менять щетки.
  • Раз в сезон просушивайте и смазывайте движок.

Итак, выбирая электромотор, владелец лодки получает легкое и удобное приспособление для ловли пугливой рыбы, хорошего спиннинга и троллинга. Приемлемая цена в сочетании с легкостью в обслуживании делают электромоторы желанным аппаратом на многих суднах.

Время рыбалки в 2 дня, которое можно провести в экологически чистых водоемах оценили многие любители бестревожного отдыха. А постоянно развивающиеся технологии, со временем позволят увеличить это время еще.

Как правильно установить электромотор на надувную лодку

Подвесной мотор поставить на лодку может запросто каждый.

В основном, на надувные лодки моторы вешаются:

  • На транец. Правда, здесь, каждый мотор имеет свой предпочтительный вариант крепления.
  • На уже установленный мотор. Такой вариант популярен, когда электромотор используется в роли дополнительного двигателя.
  • Также возможно крепление на нос. Тут владельцу лодки может потребоваться небольшая кастомизация.

Скорость, время, расстояние

Время движения моторной лодки до разрядки аккумулятора рассчитывается весьма просто: нужно разделить емкость аккумулятора на потребляемый электромотором ток.

Обычно указывается максимальный показатель потребляемого тока при передвижении на самой высокой передаче. Естественно, движение на более низких скоростях уменьшает и затраты электроэнергии.  

Предлагаем ознакомиться:  Рейтинг лучших лесок для ловли карася основные критерии и правила выбора

В целом, аккумулятора с емкостью в 75-90 А/ч при полном заряде хватает на 2 дня более-менее интенсивной рыбалки с передвижением на средних скоростях. 

Зарядка лодочного аккумулятора

Тяговые лодочные аккумуляторы отличаются высокой чувствительностью к чрезмерной зарядке и требуют точности в поддержании тока.

В связи с этим вам потребуется специальное зарядное устройство, которое обладает функцией автоматического выключения. В самом зарядном устройстве должен быть встроен вентилятор, который убережет от перегрева электронные платы.

Заряжать аккумулятор нужно при силе тока, которая равна 10% от его емкости. Необходимое время для полной зарядки составляет примерно 9-10 часов.

Конечно, можно увеличивать силу тока, что ускорит процедуру зарядки, но такие действия негативно повлияют на долговечность вашего аккумулятора. 

Электромотор на носу лодки

Отдельно от электрического мотора необходимо приобрести аккумулятор. Обычные автомобильные здесь не подойдут, нужны тяговые модели. В отличие от пусковых батарей эти устройства имеют другой состав и расположение свинцовых пластин.

Кроме питания лодочных моторов такие аккумуляторы используются во многих механизмах, работающих на электротяге: от инвалидных колясок до трамваев.

Длительность работы аккумулятора зависит от номинальной емкости, проще говоря, от количества амперчасов.

Поэтому сразу позаботьтесь о приобретении зарядного устройства.

Служат аккумуляторы для лодочных моторов от трех до четырех лет или примерно 400-500 циклов зарядки и разрядки при правильной эксплуатации.

Винты для лодочных электромоторов

Хотя слова производителей о том, что их винты-«незацепляйки» совсем не наматывают траву, не совсем соответствуют действительности, всё же большая доля правды в них есть: двухлопастные винты электромоторов действительно собирают намного меньше водной растительности, чем винты бензиновых двигателей, которые состоят с трех или четырех лопастей.

Мощность лодочного электромотора

Стоит отметить, что винты для электромоторов довольно дорогие, их цена составляет 2000-3000 рублей.

Популярные модели моторов

Электромоторы отличаются по следующим параметрам:

  • Лучшие электромоторы для лодок пвх рейтингвес, размер и форма. Есть большие, громоздкие и тяжёлые по весу модели, и есть моторы намного меньшего размера и веса;
  • сила мощности аккумулятора. При этом у больших моторов, как правило, мощность аккумулятора выше;
  • цена — дорогие и относительно дешёвые модели моторов;
  • способы управления — дистанционный, румпельный или с использованием педали.;
  • количество скоростей. Обычно имеется пять скоростей переключения;
  • риверс вращения винта. Используется для работы задней передачи. Риверсом оснащены не все модели электромоторов для лодок, и для включения заднего хода часто приходится разворачивать мотор;
  • по длине дейдвуда.

Дистанционное управление производится при помощи ручного пульта. На румпеле располагается специальный переключатель скорости — ручка газа, поворачивая которую производится переключение или вариатор для плавного переключения.

Ножное управление осуществляется при помощи специальной педали, соединённой с реечным механизмом посредством кабеля с питанием. Ножное управление позволяет переключать скорости и задавать направление движения лодки, кроме того, улучшается возможность маневрирования, так как руки остаются свободными при этом способе управления.

Выбирая мотор с педальным управлением, нужно учитывать, что ему потребуется выделить определённое место на дне лодки. Поэтому такой способ управления оправдан преимущественно на лодках большого размера, и не подойдёт для небольшой лодки. В целях экономии места, для неё лучше приобрести электромоторы, оснащённые ручной системой управления.

В зависимости от места расположения на плавучем средстве выделяют следующие виды электромоторов:

  1. Лучшие электромоторы для лодок пвх рейтингподвесные крепятся на лодочном транце с помощью специальных резьбовых зажимов. Такой механизм позволяет легко устанавливать и перемещать мотор, когда требуется;
  2. навесные — ставятся на специальной плите основного двигателя. Приходят в движение благодаря работе ведущего мотора. Управление винтом и скоростью его вращения задаётся дистанционно при помощи пульта управления;
  3. носовые. Они устанавливаются на монтажную платформу, расположенную впереди катера или на носу лодки, и занимают довольно много места.

Скорость, время, расстояние электромотора

Некоторые лодочные электромоторы имеют встроенный аккумулятор, другие оснащены переносным устройством. Встроенный аккумулятор не обладает большой мощностью батареи и его работы хватает на непродолжительное время — 2−3 часа, переносные аккумуляторы имеют больший объём, и они мощнее.

Они делятся на два вида:

  • стартовые. Требуют постоянной подзарядки. При полной разрядке такие аккумуляторы быстро выходят из строя. Стоят они не очень дорого;
  • тяговые. Ёмкость таких аккумуляторов намного больше, они дольше держат необходимый запас энергии. Полная разрядка аккумулятора не выводит их из строя.

Электрическая схема устройства. Двигатель электромотора расположен в нижней подводной части штанги (дейдвуда). А в её верхней части располагается блок управления, ответственный за включение питания и переключение скоростей.

На сегодняшний день очень трудно сказать, какой именно электроагрегат для лодок ПВХ является самым популярным.

https://www.youtube.com/watch?v=xOoIxB2TPGM

Minn Kota.

Flover.

Haswing.

Yamaha.

Mercury MotorGuide.

Minn Kota.

Flover.

Haswing.

Yamaha.

Mercury MotorGuide.

Порядок расположения по объёмам продаж

Зарядка лодочного аккумулятора

Все представленные выше компании имеют в своём ассортименте богатый выбор подвесных электромоторов, которые можно подобрать на любой вкус, учитывая персональные возможности покупателей.

Далее будут приведены наиболее распространённые модели и их приблизительные цены на сегодняшний день.

Американская фирма лидирует на отечественном рынке электромоторов для лодок:

  1. Endura 30 C2 по популярности оставил далеко позади всех своих конкурентов. Особенностью является надёжность и долгое время использования. При экономном режиме одного заряда аккумулятора хватит на 20 часов эксплуатации. Цена – 14400 рублей и выше в зависимости от увеличения мощности и возможности применять на более тяжёлых лодках.
  2. Endura Max 40, самая дорогая модель, стоит 29300 р.
  3. Edge. Самые простейшие в своей серии. В то же время, они являются идеальными для использования в любых условиях. Оснащаются двумя видами винтов. Отличаются универсальными возможностями по оснащению разными видами управления. Edge 45 имеет цену 56400 р. И самая дорогая модель – Edge 70 оценивается в 77000 рублей.
  4. Traxxis 45. Эти моторы по-своему уникальны возможностями быстро складываться. Traxxis 45 стоит 35800 р. А более мощный Traxxis 55 – 37000 р.
  5. Maxxum. Такие двигатели защищены от повреждений при столкновении с подводными препятствиями. Цены от 55000 рублей.
  6. RiptideSP, RiptideSPи новейшая модель Ulterra представляют собой полное совмещение механики и электроники самого высокого уровня. От автоматического подъёма и спуска мотора в воду, до управления при помощи современнейшими системами навигации. Цены от 25000 до 80000 рублей.
  7. Flover. Корейцы идут по протореному пути. Они хорошо используют копии с моторов других производителей. Но тем не менее электромоторы Flover имеют хорошие характеристики и при этом привлекают покупателя низкими ценами. Наиболее распространённые электромоторы:
  8. Flover 33F. Самые простые функции, которых достаточно для использования на небольших плавсредствах. Цена – 12000 рублей.
  9. Flover 40TG. Индикация заряда аккумулятора и быстрая установка на лодку – главные особенности этой модели. Цена – 16600 р.
  10. Flover 50TG. Мощность доходит до 0,82 л. с., что позволяет передвигать полуторатонную лодку со скоростью 7 км в час. Цена – до 20000 р.
  11. Flover 55TGS. Это флагманская модель. Цена – от 25000 р.
  12. Haswing. Наверное, самые недорогие двигатели для надувных лодок. Отличаются простотой и надёжностью. Небольшое энергопотребление позволяет на одной зарядке проплыть более двадцати километров. Российский рынок предлагает следующую продукцию этой фирмы:
  13. Osapian 30. Цена этого мотора говорит сама за себя – 6500 рублей.
  14. Osapian 55. Вес 8.5 кг. Цена – около 8000 р.
  15. Yamaha. Эта фирма не нуждается в особом представлении в мире моторов. Она также легко освоила выпуск подвесных электродвигателей для лодок с присущим ей японским качеством.

Сегодня можно приобрести следующие модели:

  1. YamahaМ12. Электромотор защищён от перегрузок при защемлении винта. Низкий уровень шума. Цена – 29000 рублей.
  2. Yamaha М20. Удобное управление рукояткой, которая выдвигается на 15 см. Цена – 39000 р.
  3. Mercury MotorGuide. Эта фирма занимается электромоторами с середины двадцатого века. Надёжность и качество – вот её девиз. Дальше представлены цены на наиболее распространённые модели:
  4. MotorGuideR3-30. Самая простая и недорогая модель своего класса. Цена – 8000 рублей.
  5. MotorGuide VariMax 40 HT 30. К особенностям этого электродвигателя можно отнести трёхлопастной винт и дисплей, позволяющий отслеживать разряд аккумулятора и скорость передвижения. Цена – 20000 р.
  6. MotorGuide VariMax 55 HT 42. Скорость меняется плавно. Обладает увеличенной мощностью. Цена – до 30000 рублей.

Как изготовить электромотор самостоятельно

Основная сложность при самостоятельном изготовлении мотора может возникнуть с выбором силового агрегата. Моторы постоянного тока, находящиеся в быту, редко отвечают необходимым условиям.

Требуемые параметры мотора:

  1. Работа от источника постоянного тока напряжением 12 вольт.
  2. Продолжительная эксплуатация без перегрева.
  3. Приличная мощность, не ниже 150 ватт.

Винты для лодочных электромоторов

Оптимальным вариантом для самодельного изготовления двигателя на электротяге является обыкновенный перфоратор мощностью более 200 ватт.

Материалы, которые понадобятся для изготовления:.

  1. Струбцина. 2 шт.
  2. Кусок квадратной трубы. 25 на 25 мм.
  3. Редуктор. 2 или 1, в зависимости от расположения мотора.
  4. Кусок водопроводной трубы.
  5. Кусок трубы большего диаметра.
  6. Подшипник. 2 шт.
  7. Металлический пруток.
  8. Лист металла. 5-8 мм.

Сборка

Прежде всего необходимо обеспечить будущему двигателю возможность поворачиваться в двух плоскостях. В вертикальной – для подъёма винта над водой и защите от столкновения с подводными препятствиями. И горизонтальной – для возможности осуществлять управление.

Водопроводная труба, которая служит в качестве дейдвуда, отрезается на необходимую длину. Нужно учитывать подводную и надводную части. К заднему транцу лодки она крепится следующим образом.

Струбцины соединяются между собой параллельно при помощи квадратной трубы на расстоянии примерно 200 мм. Это делается при помощи сварки. Из листа железа вырезается два треугольника со сторонами 10 см. В одном из углов каждого треугольника сверлится отверстие диаметром 10 мм.

Треугольник приваривается к куску трубы, которая по диаметру немного больше, чем водопроводная. Другой треугольник соединяется при помощи сварки с квадратом на струбцинах. Оба треугольника между собой будут соединены винтом с гайкой. Необходимо, чтобы вся конструкция имела свободную подвижность.

Водопроводная труба вставляется в отрезок трубы, которая уже соединена с креплением на нужное расстояние. С двух сторон на неё одеваются подшипники, фиксируя её на отрезке большей трубки. Внутренние кольца подшипников привариваются к дейдвуду. Внешние – к отрезку трубы большего диаметра.

Таким образом, получается подвижность в горизонтальной плоскости. Редуктор используется от перфоратора.

Пруток соединяется с валом редуктора посредством сварки или муфты. На другой, выходной вал редуктора крепится винт, который вырезан из листа металла. Форма и размеры подбираются опытным путём. Вал вставляется в дейдвуд. Редуктор надёжно приваривается к концу водопроводной трубы. Подвеска готова.

В верхней части дейдвуда закрепляется мотор, который соединяется с валом. Установка мотора может быть вертикальной. Также можно применить горизонтальное соединение, но это потребует второго редуктора и усложнит всю конструкцию.

В качестве румпеля служит кусок всё той же водопроводной трубы, который крепится к основной в горизонтальном положении с помощью сварки.Это всего лишь небольшой пример самостоятельного изготовления лодочного мотора. Вариантов может быть большое количество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector