Морской узел: как завязать правильно, схема вязки, восьмерка и прямая

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины.

Узел Булинь
Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Общие сведения

Перед тем как рассматривать схемы вязки морских узлов, стоит тщательно изучить классификацию таких соединений, а также их плюсы и минусы. Новичкам следует обращать внимание и на рекомендации профессионалов, благодаря которым можно будет исключить ошибки и понять общие принципы.

Сейчас коллекция морских узлов включает в себя более 500 наименований. Некоторые из них применяются исключительно на флоте, а остальные можно использовать и в повседневной жизни. Соединения подразделяются на 3 основных вида:

  1. Knot. В эту группу относят все типы узлов, переплетающие или же связывающие неподвижный конец каната со свободным. Из-за этого получается утолщение на какой-нибудь части троса.
  2. Hitch. Этот тип объединяет все соединения, которые предназначены для привязывания конца к любым объектам, например, к скобе или мачте.
  3. Bend. К этой категории относятся только узлы, задача которых заключается в связывании нескольких ходовых концов.

Кроме общей классификации, есть ещё и дополнительные. Самой корректной можно считать распределение по принципу использования. Существуют связывающие канаты с разным или одинаковым диаметром, страхующие, вспомогательные.

Морские соединения встречаются не только в мореходстве, но и во многих других сферах деятельности. Например, их применяют в туристических походах, промышленности, быту, такелажных работах. Иногда используют для страховки людей от несчастных случаев в тяжёлых и опасных условиях. Поэтому нужно вязать морские узлы по схеме, чтобы не допустить ошибку.

Также такие соединения используются в следующих целях:

  1. Соединение тросов.
  2. Закрепление плавсредств у причалов.
  3. Крепление каната к опоре.
  4. Поднятие грузов и различных предметов.
  5. Привязывание палатки.
  6. Соединение лески с крючком.
  7. Связывание мелких предметов.
  8. Изготовление одежды.

Вязание морского узла восьмерка

Узел восьмёрка — это хорошее, вполне стандартное соединение, которое так называется из-за характерной формы. Его зачастую делают для создания устойчивого крепежа или стопора. Основное достоинство этой модификации заключается в том, что с ней просто работать, даже когда трос намок.

Морской узел: как завязать правильно, схема вязки, восьмерка и прямая

На рисунке ниже представлен узел восьмёрка.

Алгоритм завязывания:

  1. Ходовой конец следует обвести вокруг корневого и вытянуть так, чтобы образовалась петля.
  2. Ходовой конец завести в эту петлю таким образом, чтобы потом он смог зайти за себя.

Теперь остаётся только затянуть. Получается красивое соединение с очертаниями восьмёрки.

Плоский узел считается наиболее надёжным во время связывания канатов с разными диаметрами (раньше для этих целей использовался прямой). Такое соединение имеет восемь сплетений, сильно не затягивается и распределяет нагрузку равномерно. После использования трос довольно легко развязать.

Он обладает этими преимуществами благодаря своей форме. Также его можно наматывать на барабаны, не нарушая наложения следующих витков.

Существует два варианта вязки:

  1. Незатянутый.
  2. Затянутый.

В первом случае соединение даже при очень больших нагрузках не затягивается. После снятия тяги его легко развязать. Используется для толстых канатов, например, якорных.

Затянутый плоский узел применяется для более тонких тросов. Разница в толщинах верёвок должна быть минимальной. Когда на соединение подаётся нагрузка, оно немного сползает, а канат некоторое время перекручивается. После остановки плоская разновидность держит очень крепко. Развязывать относительно просто.

Данный вариант имеет восемь сплетений, поэтому его можно завязать 256 способами, но далеко не все узлы (около 90%) будут надёжно держать. Некоторые из них даже опасно использовать при больших нагрузках.

Изменение последовательности наложения верёвок меняет принцип работы узла. Каждая разновидность обладает своими качествами.

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Узел восьмерка
Узел восьмерка

Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Преимущества, недостатки и советы профессионалов

Морской узел: как завязать правильно, схема вязки, восьмерка и прямая

У каждой схемы есть свои плюсы и минусы, если сравнивать с остальными. Разнообразие даёт возможность человеку выбирать в разных ситуациях самый подходящий вариант. Некоторые достоинства применимы для всех категорий узлов. Среди них можно выделить такие:

  1. Легко завязывать и развязывать.
  2. Если сделать всё правильно, соединение получится очень надёжным.
  3. Можно работать при высоких нагрузках, не боясь развязывания.
  4. Многие узлы не влияют на динамические свойства каната.

Также у таких соединений есть и свои недостатки. Минусов довольно мало, но о них следует знать. К отрицательным моментам можно отнести:

  • Необходимость практики.
  • Значительное снижение надёжности во время обледенения каната.
  • Недостаточное затягивание может привести к самопроизвольному развязыванию.
  • Места изгиба постепенно теряют прочность.
  • Чрезмерные нагрузки способствуют чересчур сильному затягиванию.

Чтобы место соединения было максимально надёжным, необходимо правильно завязать морской узел. Для этого желательно прислушиваться к советам профессионалов, которые каждый день практикуются.

Важные рекомендации:

  • Перед началом завязывания следует разобраться в схеме соединения. Иначе будет очень трудно добиться требуемого результата.
  • Вяжется качественный узел только после долгих практических занятий. Если этим пренебрегать, то появляется большая вероятность, что будет допущена какая-нибудь ошибка, из-за которой качество крепления снизится.
  • Любой узел можно завязать несколькими вариантами. Чтобы выбрать наиболее подходящий, следует протестировать их все.
  • Перед использованием соединения необходимо тщательно проверить его на отсутствие повреждений и прочность.
  • Во время завязывания на коренном конце следует следить, чтобы длина остатка троса составляла не менее 10 её диаметров. Также необходимо следить, чтобы длина свободного конца была как минимум 5 см.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Прямой узел
Прямой узел

Классическая методика:

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Общие сведения

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Морской узел рыбацкий штык
Морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел
Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.

Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.

Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Узел Удавка
Узел Удавка

Схема вязки:

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Удавка всегда являлась незаменимым узлом на парусных кораблях. С его помощью обвязывались брёвна для буксировки, грузили разнообразные предметы цилиндрической формы и рельсы. Это проверенное соединение, которое нашло себе широкое применение и на берегу. Оно очень сильно затягивает поднимаемый предмет.

Алгоритм вязания:

  • На верёвке следует сделать 2 примерно одинаковых петли.
  • Вокруг них нужно обернуть несколько раз ходовую часть.
  • Ходовой конец необходимо завести в петлю, которая находится в корневой части.

Фламандский узел является разновидностью восьмёрки, только связывается двумя концами. Использовался для соединения тросов на кораблях. Его ещё называют встречной восьмёркой. Это крепкий и простой узел, который подходит и для толстых, и для тонких верёвок.

https://www.youtube.com/video/uh1hteCyxCU

Способ завязывания:

  • Делается петля.
  • Конец верёвки проводится под основной частью и делается вторая петля, а затем он продевается в первую.
  • То же самое (только зеркально) выполняется и со вторым тросом.
  • В итоге получается переплетённая восьмёрка.
  • Соединение затягивается.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector