Каяк своими руками

Идея

Антон: Я учился в МФТИ, потом перевелся в Политех. В отличие от Сереги я ни разу в жизни не плавал ни на каяках, ни на байдарках. В прошлом году у нас было свободное время и мы решили, что нужна супераутентичная экспедиция, чтобы забраться в нереальные места. Мы придумали добраться из Архангельска в Нарьян-Мар.

Подготовка

Антон: На подготовку ушло два месяца непрерывной работы. С утра просыпаешься от звонка Сереги и думаешь: «Господи, опять он звонит, чтобы делать эти каяки! Невозможно просто!». Но всё равно часам к трем приезжаешь в гараж и до закрытия возишься.

Неожиданностью стала необходимость постоянно принимать мелкие технические решения. Например, фанеру мы нарезали в «

Фаблабе

» на «Политехнической», потом должны были перевезти ее в Купчино. В итоге на решение этого вопроса пришлось потратить очень много времени: в метро нас не пустили, машины нет. На велосипеде 30 килограммов фанеры длиной 2,5 метра ты не повезешь. Пришлось искать машину — к нам тогда приехала Серегина мама.

Морские каяки мы видели только на фотографиях, это осложняло процесс постройки. Когда мы начали сшивать каяки, забыли компьютер с чертежами, поэтому сшили листы фанеры наоборот. Так проходил каждый день: ты смотришь на объем работы и прикидываешь, что, предположим, за четыре часа его реально закончить. Проходит четыре часа, и ты понимаешь, что не сделал и половины.

Сергей: Это очень осязаемый проект. Результат видно на каждом этапе, поэтому ты не можешь просто так всё забросить. Когда мы проработали неделю, забросить уже ничего не хотелось. Правда тогда казалось, что всё закончить можно недели за две-три.

Антон: У нас не было плана, все проблемы мы решали по мере поступления. Маршрут Архангельск — Нарьян-Мар это 1700 километров, а было уже начало августа. По Белому и Баренцеву морям в октябре плыть 1700 километров на каяке — это неадекватно. Мы укоротили маршрут: решили, что пойдем из Мурманска в Кандалакшу.

Никто из нас по морю никогда не ходил, поэтому мы всё-таки проконсультировались с одним морским каякером. Он приложил немало усилий, чтобы отговорить нас плыть из Мурманска в Кандалакшу. Там без опыта тяжеловато: вода шесть градусов, весь берег — отвесные скалы, на протяжении 50 километров причалить негде. После разговора с ним мы решили, что поплывем Петербург — Стокгольм. Готовились к самому худшему, в итоге пошли по более простому маршруту.

Мы выплывали из Петербурга на каяках, на которых не застыла эпоксидная смола. В час ночи перед выпиливанием мы их еще доклеивали, очень хотели пораньше выплыть, чтобы успеть до холодов.

Путешествие

Каяк своими руками

Антон: Мы два раза выплывали из Петербурга. В первый раз оказалось, что у нас протекают лючки, от этого отсеки затапливает. В итоге я плыл на каяке, который стоял носом кверху, как «Титаник», только наоборот. В Зеленогорске пришлось сойти, вернуться назад. Еще неделю мы что-то доклеивали.

Сергей: Во второй раз мы вышли из Кронштадта и пошли по берегу Финского залива до Выборга. Там нас на машине забрала моя мама, мы переехали границу, добрались до Котки и также пошли вдоль берега.

Границу пришлось пересекать на машине: на каяках это сделать просто невозможно. Их нужно регистрировать, необходимы специальные права и рация на морское судно, там много всяких правил, мы решили не заморачиваться. На полпути я сломал весло, но у нас было запасное.

Каждый день мы вставали в 7, ели, собирались, выплывали в 10 и гребли до темноты с небольшим перерывом на обед, потом ужинали и ложились спать. В наших действиях не было ничего лишнего, мы все время двигались к цели. В середине похода я понял, что дух наш укрепился, а это путешествие смело можно назвать паломничеством.

Риски

Антон: У нас была история, когда мы выплыли из Хельсинки: к нам подошел катер пограничников. Они выяснили, что плывем мы из Петербурга в Стокгольм, но подплывали к нам еще раза три подряд: уточняли детали, звонили на границу, пытались узнать, когда мы проехали, у них это так и не получилось. Документы у нас лежат в дальнем отсеке, быстро их не достать. Пришлось причалить на острове, разобрать всё, чтобы достать паспорт.

Сергей: Когда был ветер 10 метров в секунду, поднялись волны высотой метра полтора и Антон перевернулся. Для таких случаев есть полезный навык, чтобы перевернуться обратно, — «эскимосский переворот». Я занимался гребным слаломом и умею «эскимосить», а Антон нет.

Антон: Мы тренировались до этого на гладкой воде, а тут с полутораметровыми волнами не получилось. Первое, что мы сделали, когда я перевернулся, это включили камеру. Дальше я с помощью Сереги залез в каяк, в общем, — справился. Мы флягой вычерпали этот огромный отсек, что заняло, наверное, минут десять.

Кульминационный момент был, когда мы пересекали линию Аландских островов: 140 километров нужно было пройти за три дня, потому что потом погода сильно портилась. На Аландах мало островов, очень открытое море и ходить по нему на каяках в плохую погоду крайне опасно. Дополнительная сложность заключалась в том, что почти не было пресной воды, а значит, если застрять на маленьком острове на неделю, можно неплохо обалдеть без воды. Поэтому нам необходимо было успеть добраться до Швеции, пока не начались шторма.

Два дня из трех у нас не ловил трекер: почему-то перестал работать спутник. Погода была нормальная, но из-за проблем с трекером мама не могла отследить наши передвижения. Это, пожалуй, был стрессовый момент, но не для нас, а для родителей.

Опыт

Каяк своими руками

Антон: Какой бы криворукий ты ни был, совершенно точно сможешь доделать каяк, просто это займет не две недели, а два месяца, но всё получится. Чтобы доплыть до Стокгольма, нужен человек, с которым ты на одной волне, и чтобы, например, у него хватило сил дотащить тебя до берега, если что случится.

Было сложновато, когда мы делали каяки. Если б мы друг друга не напрягали: «Серега, купи что-нибудь» или «Антон, сделай что-нибудь», то мы никогда бы их не сделали. Тогда было тяжело даже брать трубку. А вот в самом походе всё было безумно комфортно. Наверное, лучше не придумаешь: даже намека на конфликт не было, просто было тяжеловато иногда.

Для первого похода это оптимальная нагрузка, хотя под конец гребли по десять часов я реально чувствовал и физическое, и психологическое истощение. Ты сидишь в лодке, смотришь на часы, на них 16:17. Гребешь и думаешь: в Питере сейчас так красиво, можно с девушкой погулять, а еще на велике погонять, поступление на носу.

Мне кажется, мы очень быстро выросли и научились терпеть, это первое. У нас в походе было два состояния: терпение и обалдевание. Мы научились очень долго делать вещи, которые делать совсем не хочется, и ты бы забил уже, но нет, надо доделать. Второе: принимать решения. Тебе нужно сделать люки и крепления, но ты никогда этого не делал, нужно думать по ходу плавания, надо решать, куда ты поплывешь, зачем и где ты найдешь пресной воды и еды.

Для меня этот поход — что-то законченное. Я очень долго оканчивал универ, переводился, в автошколе учился, а права не получил — я всё бросал всё время. И тут я что-то доделал и всё закончил, как собирался. Началась эпоха доделываний.

Результат

1. Длина — 5,3 м это придел, не только из-за проекта. Размеры чертежа можно увеличить. Но это предел для моей мастерской (от ворот до стены 5,35 м).

2. Вес — 21 кг. Для снижения массы я использовал самую тонкую, из доступных, фанеру — 3 мм. Стеклоткань плотностью 160 г/м. Не покрывал палубу стеклотканью. Получившийся у меня вес, я считаю отличным. Хотя авторы проекта заявляют, что их каяк весит 14,5 кг. У меня вопрос — Как?!!

3. Время — на изготовление ушло 81,5 часов. Сэкономить время мне помог прошлый опыт: см. Каяк своими руками. Подробный отчет. Shearwater. Я действовал по своим же рекомендациям, но конечно с учетом новой конструкции. Были несколько непредвиденных ошибок на исправление которых потрачено около 4-х часов. И если бы я красил лодку кистью, краской одного цвета, ещё сэкономил бы 4,5 часа.

4. Деньги — 14,2 тысячи. Основные затраты: эпоксидка 2250 р. (5 л), фанера 1600 р. (ФК, 4 листа), стеклоткань 1500 р. (160 г/м2, 10 м), краска и лак. Как говорил ранее — «в ущерб рекордам времени и затрат» я решил не экономить на финише. На покраску потрачено 2500 и на лак 1700 рублей.

Коротко о процессе

Процесс изготовления я достаточно подробно описывал в прошлый раз и к проекту прилагается понятная инструкция. Поэтому коротко отмечу некоторые моменты, которые отличаются от инструкций.

– использовал фанеру 3 мм. Листы такой толщины нашел только ФК в формате 1,5*1,5 м. Она дешевле, но пришлось много стыковать.

– контуры-выкройки распечатал в реальном размере на 26-ти листах А4. Склеил листы в одну линию. Прикладывая к фанере, размечал точки шилом с шагом 5 — 10 см, далее соединял отметки по линейке. Вырезал лобзиком по линии, без отступа. Почти без последующей шлифовки, с погрешностями до мм, грубо, но быстро!

О печати на принтере поясню более подробно. Чтобы сократить число печатаемых листов и в последствии склеить их без искажений, я адаптировал чертежи. Ниже приведен фрагмент чертежа.

1. Проверил чтобы высота контуров всех деталей была меньше 290 мм (чтобы помещались на А4 в один ряд). Для симметричных деталей достаточно одной половины.2. Все контуры наложил друг на друга. Так что размер чертежа обусловлен самой большой деталью.3. Нанес, тонкие диагональные и горизонтальные линии которые позволяют позиционировать листы А4 при склеивании. Так же горизонтальные линии позволили выровнять чертеж на фанере (по крайним точкам натянул леску и по ней выровнял середину).

Склеивать листы тоже не проблема: При печати, на листах есть непечатные поля. На каждом листе, канцелярским ножом подрезается поле справа, на следующем листе на левой стороне наносится клей карандаш. Листы позиционируются ориентируясь на все контуры и линии проходящие в этом стыке. Выровняв листы нужно проклеить стык тонким скотчем.

– сшивал медью, так чтобы не делать временные склейки, а проволоку оставить в швах.

– не использовал внешние формы (приведенные в проекте). Действовал как с предыдущим каяком: сшил дно с бортами, установил шпангоуты, проверил корпус на скручивание двумя уровнями.

– не использовал внутренние, временные формы (приведенные в проекте). Так как внутренние швы корпуса проклеивал за один раз, временные формы помешали бы. На их месте установил рейки распорки.

– использовал стрингеры сечением 15х20 мм. Для временной фиксации использовал саморезы 3х20 и шайбы М4.

– комингс делал как у предыдущего каяка, но из фанеры 10 мм. С трудом, и не с первого раза получилось повторить крутые изгибы перехода от задней части корпуса к передней. Такой обрамление кокпита добавило немного веса, но на мой взгляд оно проще и быстрее в изготовлении. По сравнению с обрамлением из маленьких кусочков фанеры.

– не делал скег (может зря, но…)

В остальном, всё по инструкциям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector