Выбираем подвесной лодочный мотор

Мощность

Tohatsu M5BDS

Рейтинг: 4.9

Одноцилиндровый лодочный мотор компании Tohatsu представляет собой экономичный вариант
двухтактника для любителей передвигаться по открытым водам широких водоёмов.
Несмотря на компактность двигательной части его мощность составляет 5 лошадиных
сил, а вмонтированный топливный бак вмещает до 2 литров бензина.

Tohatsu M5BDS обладает трёхступенчатой коробкой
передач с режимами движения вперед и назад, а также нейтраль. Интегрирована и
достаточно разумная система защиты от запуска при включенной передаче,
обеспечивающая безопасность пользователя и людей, находящихся в зоне действия
винта. Впрочем, на этом положительные функции мотора не заканчиваются.

Не
забыли японские производители и об оснащении агрегата страховочным тросом,
посредством использования которого можно совершить аварийную остановку движка.
В целом же модель не обилует какими-либо уникальными техническими решениями,
предоставляя потребителям возможность самостоятельного решения вопросов ремонта
и технического обслуживания. Безоговорочное первое место.

Достоинства

  • компактная механическая система, оборудованная внешним
    топливным резервуаром на 12,5 литров;
  • использование упрощённых технических решений для
    возможности обслуживания мотора потребителями;
  • две встроенные системы защиты (аварийного отключения
    винта, запуска при включенной передаче);
  • высокая степень надёжности;
  • низкая цена.

Недостатки

HDX T 5 BMS

Рейтинг: 4.8

HDX T 5 – очень близкий аналог 5-ти сильного
мотора от Toyama вплоть до конструктивных нюансов и рабочих характеристик. Попал в рейтинг
благодаря великолепным показателям надёжности при использовании в длительной
перспективе, а также низкой (даже по меркам двухтактников) рыночной стоимости.
Все его плюсы – отзеркаленная действительность японского аналога, к которой
можно отнести и стабильность работы на высоких оборотах (мотор не захлёбывается
от обилия мощности), и приемлемый уровень шума, и малые вибрации при наборе
хода.

Впрочем, конструкция HDX T 5 содержит и пару конструктивных нюансов, на
которые указывают и сами пользователи, и эксперты. Во-первых, отсутствует
механизм аварийного отключения лодочного мотора, из-за чего случайный заплыв на
мелководье может не только лишить винт лопастей, но и разбить редуктор,
обеспечив ударную нагрузку и выкрашивание зубьев.

Достоинства

  • оптимальное сочетание цены и качества;
  • уровень шума и вибраций в пределах нормы;
  • стабилен при разгоне;
  • небольшой топливный бак положительно влияет на весовые
    характеристики;
  • в меру высокая надёжность для китайских двухтактников.

Недостатки

  • малый объём топливного бака и, как следствие, малый
    запас хода;
  • отсутствие функции аварийного отключения винта.

Mercury 5M

Рейтинг: 4.7

Представитель сильной в техническом плане компании Mercury, представляющий собой одну из модификаций
моторов портативной 5-ой серии. По сути, единственное отличие от оригинала
здесь – оснащенность выносным топливным баком на 12 литров, да возможность
установки 50-ваттного генератора с током 4 ампер.

По словам потребителей, Mercury 5M является настоящим «пахарем», честно и в достаточной степени стабильно
отрабатывая положенный ресурс. Рекомендуемая высота транца под него составляет
381 миллиметр, что накладывает небольшие ограничения на использование. А вот
масса в 20 килограмм не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, полностью
соответствуя понятию «портативный».

Ввиду не самой большой стоимости на рынке
данный мотор является приоритетным выбором для широкого круга покупателей,
особенно в свете наличия блока аварийного отключения и огромной базе
проработанных мелочей, вплоть до обтекаемости контуров корпуса и всевозможных
подстроек для комфортного управления.

Достоинства

  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • рациональный подход к отводу отработанных газов
    (петлевая продувка);
  • компактные габаритные размеры, 20 килограмм веса;
  • возможность комплектации внешним топливным баком на 12
    литров (объём собственного бака – 2,5 литра).

Недостатки

  • с течением времени появляется острая необходимость в
    обслуживании отдельных узлов – редуктора и поршневого механизма;
  • повышенный расход топлива вследствие особой заводской
    настройки второго такта работы – момента впрыска топлива/выпуска газов.

Рейтинг: 4.6

Крупный японский автопроизводитель, по
совместительству, является поставщиком моторов для лодок двухтактного и
четырёхтактного типа. Именно поставщиком, поскольку старейший бренд в данному
сегменте самостоятельно разработал буквально единичные концепты, закупая
основную массу моторов у компаний Honda и Tohatsu.

Из других особенностей лодочного мотора можно упомянуть наличие
встроенного 2,5-литрового топливного бака с возможностью увеличения посредством
подключения опционального внешнего бака ещё на 12 литров. Также потребители
говорят о простоте настройки и самостоятельного обслуживания: мол, конструкция
настолько проста, что поддаётся устранению причин неисправности или плохой
работы даже в гараже.

Достоинства

  • мотор можно использовать в морской воде (соль не
    влияет на рабочие показатели агрегата);
  • встроенный и внешний бачок в наличии (2,5 12
    литров);
  • простота конструкции, позволяющая потребителям
    проводить самостоятельное обслуживание;
  • хорошие показатели надёжности.

Недостатки

  • высокая цена, обусловленная популярностью бренда;
  • малая распространённость в розничной продаже.

Toyama T5BMS

Рейтинг: 4.5

Открывает рейтинг достаточно старый представитель
рынка двухтактников, успевший потерять позицию самого популярного в сегменте
маломощных двухтактных моторов. Toyama T5BMS постепенно переходит в разряд
пережитков прошлого, цепляясь за остатки былой популярности высокой
распространённостью в сети розничных магазинов России.

Концептуально, это тот
же компактный агрегат, что и в случае с Mercury 5M, обладающий весом 20 килограмм и мотором
с объёмом 102 кубических сантиметра (выдающий 5 лошадиных сил). Блок передач
трёхпозиционный, классический для двухтактников, с режимами прямого и
реверсного хода, а также с нейтралью. Крепление к транцу осуществляется
посредством винтового зажима, а его рекомендуемая высота составляет 380
миллиметров.

Несмотря на столь обыденные, с позиции рассматриваемых
конкурентов, параметры, Toyama T5BMS престаёт чрезвычайно расточительным и
шумным лодочным мотором, личного запаса топлива в котором (2,7 литра) едва хватает на
далёкий заплыв. Как отмечают эксперты, не стоит питать каких-либо иллюзий
насчёт его происхождения – времена, когда Toyama сосредотачивала производство в Японии, давно прошли, и теперь выпуском
агрегатов для лодок занимается…конечно же Китай. Правда, никаких нареканий к
качеству сборки мы предъявить не можем – обеспечить жёсткий уровень контроля
японцам всё-таки удалось.

Достоинства

  • высокое качество сборки даже несмотря на базирование
    производства в Китае;
  • хороший рабочий ресурс узлов и деталей;
  • компактные габаритные размеры, всего 20 килограмм
    массы;
  • легко найти в розничных магазинах России.

Недостатки

  • 2,7 литра едва хватит на час передвижения при
    максимальной скорости;
  • весьма дорога для морально устаревающей модели;
  • высокий уровень шума.

Yamaha F5AMHS

Рейтинг: 4.9

Экономичный лодочный мотор с огромным потенциалом
нагружения, рабочий объём которого составляет 139 кубических сантиметров.
Благодаря оптимизации процесса подачи топлива в камеру сгорания компания Yamaha смогла добиться снижения расхода до 1,7 литра в час, что положительно
отразилось на затратах его содержания.

Вообще, F5AMHS можно назвать идеальной
покупкой, за исключением, пожалуй, цены в 80 тысяч рублей, которая выглядит
просто грабительской на фоне 5 лошадиных сил мощности, выдаваемой в максимуме.
Из приятных мелочей, поставляемых опционально (за которые также придётся
заплатить) можно выделить генератор, набор инструментов для самостоятельного
обслуживания, индикатор давления масла в системе (манометр), а также защиту
стартера.

Достоинства

  • опциональные обвесы, позволяющие создать из мотора
    укомплектованный агрегат для длительных рыболовных сессий;
  • оптимальное расходование топлива (1,7 литра в час при
    максимальной скорости движения);
  • высокая степень качества и конструкционной надёжности;
  • низкий уровень шума и распространяемых вибраций.

Недостатки

Honda BF5DH SHU

Рейтинг: 4.8

Высокая цена за этот лодочноый мотор обусловлена громким именем
производителя, однако, в отличие от NISSAN, его разработка происходит целиком и
полностью под ведомством компании Honda. 5 лошадок от движка объёмом 127
кубических сантиметров – великолепный результат, особенно ввиду низкого
часового расхода топлива при движении на предельной скорости (всего 1,5 литра в
час).

Yamaha F350 AETX

Как выбрать лодочный мотор

В первую очередь лодочный мотор выбирается по мощности. Подбирают его, руководствуясь параметрами лодки или катера. Мощность устанавливаемого двигателя должна быть чуть меньше максимально допустимого показателя, обозначенного в технических условиях плавучего средства – слишком слабый двигатель не справится с управлением судна, превышение нормы приведет к перегрузке.

Моторы различаются по управлению. По запуску могут быть с ручным запуском (ручной стартер) и электрическим, по управлению движением плавучего средства – с румпелем или дистанционным приводом.

При выборе двигателя также обращают внимание:

  • на количество цилиндров;
  • тип (двухтактный или четырехтактный);
  • по длине дейдвуда («ноги» мотора);
  • на тип зажигания (контактное или электронное).

Среди китайской продукции выбор не так прост, тем более, что лодочные моторы китайского производства отличаются должным качеством. При выборе двигателя следует руководствоваться наличием сервиса по ремонту и обслуживанию моторов. В частности, у компании SIA-PRO в России такой сервис имеется. Также следует отметить неплохое качество продукции фирм Parsun,Trollи Hondex (HDX).

Тип двигателя. Согласно данному аспекту, все моторы для
лодок подразделяются на бензиновые и электрические.

Бензиновые представляют собой стандартные двигатели
внутреннего сгорания, преобразующие энергию сгорания топлива во вращательное
движение винта и последующее поступательное движение лодки. Подразделяются на
двухтактные и четырехтактные, о чём было сказано во вступлении.

  1. двухтактные – технически более простые агрегаты,
    впрыск, сжатие топлива, детонация, сгорание и отвод отработанных газов в
    которых проходят за два такта. Практически во всех компонентах эксплуатации
    проигрывают четырёхтактным аналогам, зато в вопросах стоимости и эргономики
    значительно опережают последних. Считаются более надёжными с точки зрения
    простоты конструкции, однако работают в условиях постоянных повышенных вибраций
    и низкой экологичности, что также влияет на надёжность в длительной
    перспективе, причём со знаком «минус»;

  2. четырехтактные – последний виток развития двигателей
    внутреннего сгорания, рабочий цикл которых состоит из четырёх тактов (впрыск,
    сжатие, детонация (сгорание), выпуск отработанных газов – каждому действию
    соответствует один рабочий такт). Представляют собой более сложную
    конструктивную единицу, что негативно влияет на параметры надёжности. Однако
    ввиду понижения вибрационной нагрузки, увеличения экологичности работы и
    качества сгорания топлива происходит компенсация показателей долговечности (одной
    из составляющих надёжности). Отличаются экономичностью, однако стоят не в
    пример дороже двухтактных версий, доставляют неудобства в плане
    транспортировки, да и в целом выглядят куда габаритнее.

Электрические моторы стали прерогативой выбора для
отечественных потребителей относительно недавно, однако успели прочно и успешно
закрепиться на рынке Европы и Северной Америки. Их главные плюсы: практически
полное отсутствие шума ввиду отказа от такого обилия трущихся узлов в
конструкции (как у бензиновых движков), а также высокая экологичность,
обусловленная использованием электрической энергии.

Многие эксперты относят к
числу преимуществ и показатели стоимости, однако в реальности приобретение
такого мотора обходится чуть ли не дороже, чем простого бензинового аналога.
Дело в том, что, помимо самого рабочего агрегата, необходимо приобретать
аккумулятор и зарядное устройство, что, к тому же, отрицательно сказывается на
общем весе оборудования.

Мощность. Выбирать мотор по данному признаку
следует исходя из габаритных размеров судна и максимального количества человек,
которые будут в нём находиться. Так, если вы планируете совершать одиночные
заплывы без нагромождения груза (в виде снастей, спиннингов и прочего
рыболовного мерча), то идеальным вариантом станет агрегат мощностью 5 лошадиных
сил.

Если лодка предполагает размещение 2-3 человек и
небольшого количества груза, оптимальная мощность приобретаемого мотора будет
равна 10 лошадиным силам.

Для массовых заплывов на больших лодках и
металлических катерах (с размещением до 6-8 человек) необходимым «минимумом»
будет очень сильный, по меркам сегмента, движок на 20-25 лошадок.

Габариты. Обязательно сопоставляйте размеры
лодочного мотора с габаритами лодки. В случае неправильного подбора одного к
другому существует риск дать большой угол наклона задней части лодки, при
котором комфортное нахождение на борту будет иметь сомнительную комфортность.
Для маленького судёнышка достаточным условием перемещения по воде станет
компактный движок (двухтактный или четырёхтактный – решать исключительно вам) с
топливным баком на 1-2 литра. Всегда смотрите на совершаемую покупку с позиции
умеренности – будет ли его возможностей достаточно для обеспечения должного
уровня работы.

Глубина погружения
винта. Длина дейдвудного
механизма (в простонародье – длина колена от двигателя до винта) – очень важный
аспект лодочного мотора. От правильного выбора здесь зависит не только скорость
выработки ресурса, но и рациональность использования полезной мощности. При выборе
следует отталкиваться от высоты борта судна и глубины его погружения в воду.

Так, если выбрать мотор с коротким дейдвудом, то винт может не до конца
погружаться в воду, при этом теряя значительную часть мощности вхолостую, в том
числе преодолевая сопротивление перехода из воздушной среды в водную. Плохо и
обратное: при длинном колене винт будет заглубляться сильнее и работать с
несколько более высокими значениями сопротивлений, тем самым значительно
понижая мощностные показатели. Обязательно уделите данному фактору более
пристальное внимание.

Тип системы управления. Системы управления лодочными моторами
подразделяются на дистанционное (удалённое) и непосредственное. Первое
характерно для длинных лодок и катеров: в них рулевая часть устанавливается посередине
борта. Управление производится за счёт набора передаточных звеньев, которые
исправно, но с небольшой задержкой, реагируют на манипуляции пилота.

Непосредственное управление мотором осуществляется
благодаря румпелю –
рукоятки поворота, являющейся обязательной частью конструкции агрегата. Стоит
сказать, что румпельная система обладает более высокой надёжностью, так как не
имеет в себе столь большого нагромождения связей и передаточных механизмов.
Считается базовой системой для малогабаритных и средних лодок, дистанция до
управляющего органа в которых не столь велика.

Фирмы-производители. Косвенный параметр, способный, тем не
менее, в значительной степени предопределить склонность лодочного мотора к
длительной эксплуатации. Специфика этого пункта заключается в направленности
советов для двух больших потребительских групп.

Выбираем подвесной лодочный мотор

Новичкам мы настоятельно рекомендуем отдать
предпочтение движкам лидеров сегмента – производителям, широко известным на
мировом рынке: Mercury, Yamaha, HDX, Tohatsu, Honda и пр. Во-первых, данные компании
зарекомендовали себя в качестве поставщиков надёжной продукции, способной
прослужить без поломок и всяческих нареканий не один сезон. Во-вторых, в
интернете можно найти кучу руководств и других материалов по их обслуживанию и
ремонту, а также не один десяток дилерских центров.

Для опытных пользователей ограничений гораздо меньше:
несмотря на то что лидеры рынка являются превалирующим звеном в цепи продаж,
можно обращать внимание и на развивающиеся компании. В частности, российские и
китайские, сумевшие вывести производство на приемлемый уровень. Конечно, речь в
этом смысле идёт, больше, о возможности самостоятельного ремонта моторов при
поломке, без ссылки на материалы (которых по малоизвестным моделям не так
много) и руководства.

Верный метод
удешевления. Для тех, кто всё же
желает взять агрегат от известного производителя, но стеснён в денежном
отношении, существует альтернативный путь на вторичный рынок. Вообще, многое из
представленного там – мусор, но и среди него бывает, встречаются довольно-таки
любопытные экземпляры.

При приобретении мотора на вторичке очень важно
проверить его состояние и работоспособность, если такая возможность
предоставляется. Либо взять время на «обкатку» мотора. Обычно срок проверки
составляет 3-7 дней, однако и на такие условия продавцы идут достаточно редко.

Поэтому, если перед вами стоит выбор о приобретении
подержанного или нового лодочного мотора, но средств на второй не хватает –
имеет смысл отложить покупку и собрать достаточную сумму на новый агрегат.
Однако если время не терпит, то приобретайте на вторичном рынке только
качественные модели от именитых производителей, получивших сотни и тысячи
хвалебных отзывов от пользователей и экспертов.

Sea-Pro OTH9.9S

Рейтинг: 4.7

Топовый товар от премиального китайского бренда Sea-Pro, признанный самой удачной копией
двухтактного лодочного мотора соответствующей мощности (9,9 лошадиных сил) от
компании Yamaha. В России OTH9.9S зашёл рыболовам на отлично: кажется, что большая часть
аудитории буквально жаждала получить в распоряжение более дешёвый аналог
японских агрегатов, не уступающих последним ни в маневренности, ни по
соотношению цена/качество (пусть и для своего уровня).

Первое, на что стоит обратить внимание – низкий расход
топлива, составляющий чуть более 5 литров в час при максимальной скорости и
оборотах. Второе – составляющая скорости. Несмотря на 36 килограмм веса,
добавляемого к снаряжённой массе судна, он оказывается способен разгонять
последнее до 35 километров в час, заставляя пользователя крепко цепляться за
румпель.

Достоинства

  • выгодная цена (относительно премиальных японских
    конкурентов и, в частности, оригинала);
  • низкий расход топлива (5 литров в час);
  • качественная сборка с высокими показателями
    надёжности;
  • возможность прохождения мелководных участков.

Недостатки

Golfstream T15ВМS

Высота

Выбирая подвесной лодочный мотор, необходимо обязательно учитывать такой параметр, как длина ноги двигателя. Это расстояние между местным креплением двигателя и антикавитационной плитой мотора, расположенной под гребным винтом. Эта длина должна быть практически такой же (допускается отклонение в большую сторону, но строго до 10 см), как высота транца лодки.

  • трудности или даже невозможность выхода лодки в режим глиссирования;
  • большая возможность повреждения винта о подводные объекты, а также трудности с паркованием лодки у берега.

Если же плита будет установлена выше дна лодки, возможен контакт гребного винта с воздухом, что может привести к значительному повышению оборотов лодочного мотора и выхода его из строя.

Производитель

Большое значение имеет выбор производителя. Среди них есть такие известные фирмы, как Сузуки, Ямаха, Тохатцу (Ниссан), Меркурий, Хонда. В последнее время появилось много различных двигателей китайского производства.

Среди отечественных лодочных моторов следует отметить модели:

  • «Ветерок» ульяновского завода;
  • самарский «Вихрь»;
  • моторы «Салют» и «Нептун» московского завода.

Пожалуй, Хонда занимает лидирующие позиции в производстве лодочных моторов. Качество и надежность продукции этой марки находится на очень высоком уровне.

Отечественные двигатели привлекают довольно низкой ценой. К сожалению, других преимуществ у них практически нет. Надежность самих агрегатов и запасных частей к ним оставляет желать лучшего.

На сегодняшний день крупнейшими производителями лодочных моторов являются японские компании TOHATSU, HONDA, YAMAXA, SUZUKI. Также среди почитателей водномоторной техники очень популярен американский бренд MERCURY, производящий лодочный мотор с большим диапазоном мощности от 2-х до 275-ти лошадиных сил.

По большому счету, технические характеристики большинства производителей двигателей для лодок не сильно разнятся. По стоимости они примерно одинаковые, а остальное – дело вкуса. Главное, чтобы мотор работал в соответствии со своей мощностью и не ломался – так рассуждает большинство пользователей судов, оснащенных лодочными моторами.

Тип бензинового двигателя

На современных лодках используются два типа бензиновых двигателей – двухтактный и четырехтактный. Преимущества двухтактных двигателей:

  • Простота обслуживания и ремонта.
  • Небольшой вес.
  • Хорошая динамика.
  • Отличное соотношение объема, веса и мощности.
  • Низкая цена.

Из недостатков таких моторов можно выделить высокий расход топлива и уровень шума. Следует отметить, что двухтактные лодочные моторы заправляются смесью бензина и масла, которую необходимо готовить вручную, строго соблюдая пропорции.Преимущества четырехтактных двигателей:

  • Низкий уровень шума.
  • Экономное потребление топлива.

Таким образом, переплата за четырехтактный двигатель целесообразна только в случае его использования на крупных плавательных средствах.

Управление

Управление лодочным мотором осуществляется с помощью румпеля или дистанционно. Также существуют комбинированные приводы, сочетающие в себе оба способа управления. Конструкция румпеля выполнена в виде рычага, отличается простотой и функциональностью. На румпеле находится ручка дросселя, с помощью которой регулируется подача топлива и кнопка остановки двигателя.

Также румпель используется для выбора направления движения судна. Используется на типах судов с установленными двигателями малой и средней мощности. Дистанционные системы управления устанавливаются преимущественно на дорогих лодках, поэтому перед тем как покупать привод с дистанционным управлением следует убедиться, что его можно смонтировать на вашем судне.

Двухтактный или четырехтактный мотор

У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Но для мощных двигателей четырехтактный вариант более предпочтителен.

Двухтактный мотор

  • потребляет больше топлива (где-то процентов на 20 по сравнению с 4-тактным);
  • для его работы требуется смешивание топлива и бензина;
  • на так ровно работает, как 4-тактный;
  • более шумный.
  • обладает лучшим ресурсом и реже нуждается в ремонте;
  • резвее набирает обороты;
  • стабильнее работает на холостых оборотах;
  • не очень требователен к качеству топлива.

Несмотря на ряд преимуществ 4-тактного двигателя, 2-тактный более интересен при передвижениях на небольшие расстояния. Затем, двухтактные моторы имеют более низкую стоимость и относительно небольшой вес.

Тип лодочного мотора

Достоинства

Недостатки

2-тактный

Простота исполнения, гарантирующая высокую степень надёжности

Низкая цена приобретения

Малые габаритные размеры и вес

Удобство перевозки

– Больший, по сравнению с четырехтактником, расход топлива

– Шумный, особенно на высоких оборотах

– Выбрационно-неустойчив при работе на малых оборотах

– Дымный выхлоп, в связи с чем имеются проблемы с экологичностью
использования

– Конструкция имеет заведомо более устаревшую компоновку, что негативно
влияет на долговечность работы

4-тактный

Более совершенный принцип работы, приводящий к меньшему износу узлов и
также повышающий долговечность

Низкий уровень вибраций при работе на малых оборотах

Гораздо меньше вредных выбросов, малая дымность

При работе на высоких оборотах издают меньше шума

Несколько экономичнее двухтактных версий

– Усложнённая конструкция, вероятность поломки которой выше, чем у
двухтактной системы

– Высокая цена

– Увеличенные габаритные размеры и вес, наличие проблем с методами
транспортировки

Tohatsu M5BDS

Выбираем подвесной лодочный мотор

Рейтинг: 4.9

HDX T 5 BMS

Рейтинг: 4.8

Mercury 5M

Рейтинг: 4.7

Yamaha F5AMHS

Рейтинг: 4.9

Honda BF5DH SHU

Рейтинг: 4.8

Достоинства

  • наличие установленных обвесов, обычно поставляемых
    опционально, за дополнительную плату (генератор, индикатор давления масла, электрозажигание
    и пр.);
  • идеальное качество сборки и высокая надёжность
    составных узлов;
  • низкий расход топлива (1,5 литра в час);
  • отличная пригонка деталей друг под друга, в связи с
    чем шум и вибрация практически отсутствуют.

Недостатки

  • очень высокая цена за лодочный мотор.

HDX F 5 BMS

Рейтинг: 4.7

Китайский производитель Hondex вот уже несколько лет продолжает активное продвижение на отечественном
рынке, закрепившись в умах потребителей в качестве поставщика самого дешёвого
товара с приемлемым качеством. Не стал исключением и четырёхтактный лодочный мотор HDX F 5 BMS, ценовое отличие
которого от двухтактного аналога (T 5 BMS) составляет всего 10 тысяч рублей.

Если
говорить с позиции конструкции, то решение впихнуть габаритный мотор в старый
пластиковый кожух не выглядит разумным, причиной чему послужило ещё более
глобальное уменьшение объёма топливного бака до 1,3 литра. Впрочем, на фоне не
самой объёмной камеры сгорания (112 кубических сантиметров), а также на
удивление хорошей настройки момента подачи топлива, на этом как-то всё же можно
существовать.

Выбираем подвесной лодочный мотор

Но, пожалуй, самым впечатляющим свойством F 5 BMS
является высокий крутящий момент на низких оборотах движка, который позволяет
разгонять даже тяжелонагруженное судно до 18…22 километров в час, пусть и на
большом временном промежутке. По устройству он также не преподносит никаких
серьёзных сюрпризов, позволяя потребителям самостоятельно проводить ремонт по
надобности. В общем, это достойный представитель своей категории, выглядящий
наиболее интересно в плане стоимости относительно окружающих конкурентов.

Достоинства

  • низкая, относительно конкурентов, цена;
  • экономичность и конструкционная простота (лёгок в
    самостоятельном обслуживании);
  • способность развивать высокий крутящий момент на малых
    оборотах.

Недостатки

  • непродуманная «зажатая» конструкция с маленьким
    бензобаком на борту (1,3 литра).

Mercury F5M

Рейтинг: 4.6

Очередной представитель американской компании Mercury входит в рейтинг с досадным показателем вместимости встроенного топливного
бака, который составляет всего 1 литр. Досадно, однако понятно, с какой целью
на это пошли сами производители – опциональное приобретение 12-литрового
внешнего резервуара в перспективе выглядит куда более привлекательно, нежели
медленная езда по водоёму с веслом на изготовку.

Впрочем, это совсем не отменяет факта высокого
качества изготовления модели, равно как и обладания приемлемыми
эксплуатационными показателями. 5 лошадок мощности генерируется в цилиндре
объёмом 123 кубических сантиметра, давая неплохой задел по крутящему моменту и
возможности быстрого разгона при высокой загрузке.

Охлаждение водяное, а выхлоп
идёт прямо в атмосферу, обуславливая немногим более высокую шумность
относительно соперников по рейтингу. Не стоит сбрасывать со счетов и высокую
стоимость американской разработки, при которой конкуренция даже с китайскими
представителями проигрывается на раз-два. Но, даже несмотря на ворох сугубо
сравнительных недостатков, скажем – Mercury F5M стоит покупки, и причина этому
кроется в высокой надёжности, сопровождающей высокий рабочий ресурс составных
узлов.

Достоинства

  • хорошее качество сборки;
  • высокий рабочий ресурс узлов и деталей в составе
    мотора;
  • оптимальные характеристики крутящего момента;
  • возможность маневрировать на мелководье.

Недостатки

  • высокая стоимость на фоне недочётов;
  • малая вместимость топливного бака;
  • более шумный, относительно конкурентов.

Механизмы подъёма из воды и типы стартера

Как правило, подвесные лодочные моторы не укомплектованы системой подъема из воды. Но это не означает, что владельцу лодки с мотором придется надрывать спину и вытягивать мотор из воды вручную – производители специальных подъемников для подвесных моторов давно позаботились об этом. Опытные рыбаки уже успели оценить все преимущества этого оборудования.

Фиксация двигателя

От установки мотора на транец лодки зависит, как он будет вести себя в различных условиях. При слишком высокой посадке двигатель может захватывать лопастями воздух, при слишком низком расположении возрастает сопротивление движению лодки.

Установку производят на транец струбцинами, но при этом все равно есть свободный ход – мотор можно опускать и поднимать. Жесткая фиксация приводит к тому, что при наезде на препятствие двигатель можно повредить. Поэтому установку производят так, чтобы при наезде на препятствие двигатель мог опрокидываться.

Как обкатать и отрегулировать?

Обкатка лодочного мотора является не просто рекомендуемой, а обязательной процедурой. Если пренебречь обкаткой, то в лучшем случае ресурс двигателя значительно снизится, а в худшем может потребоваться замена блока цилиндров и поршневой системы уже после первой поездки.В среднем, обкатка занимает около 10-ти часов.

Уровни наклона двигателя

лодочный мотор

Мотор должен крепиться на транце обязательно по центру, а зажимы при этом завернуты до упора. Важно правильно выбрать угол наклона мотора, его неправильная установка повышает сопротивление движению и снижает мощность.

Угол наклона проверяют на скорости, соответствующей среднему значению. При этом учитывается дифферент лодки (наклон относительно поверхности воды). Правильным считается дифферент, если в состоянии неподвижности плавучего средства нос будет поднят на 3–5 градусов. Высоко задранный нос может привести к опрокидыванию лодки,низкий угол повышает нагрузку на мотор, теряется управляемость.

Как установить и настроить лодочный мотор

Разнообразие лодочных двигателей в наше время не может подразумевать универсальную инструкцию для установки и настройки этого компонента на лодку, но все же есть несколько обязательных правил и требований, которые нужно выполнить в любом случае.

  1. Двигатель устанавливается на задней части лодки, в вертикальном положении, винтом вниз.
  2. Перед выходом на воду и непосредственное использование, “почувствуйте” ручку газа. На холостых оборотах посмотрите на что способен мотор. При большой чувствительности натяжной тросик газа можно ослабить или же наоборот натянуть. 
  3. Проверка трансмиссионного масла. Заливной винт должен быть полон при запуске двигателя.
  4. Проверка уровня масла в двигателе.
  5. Страховочный тросик. Один его конец (в форме прищепки) должен быть присоединён к двигателю, а другой (зачастую на подобии карабина) к вам. Это делается для того, чтобы в случае вашего падения за борт лодки, она не продолжила двигаться без вас с заведенным двигателем. Без него лодку и не заведешь.
  6. Регулировка положения. На ножке каждого мотора есть фиксатор, который регулирует положение винта относительно лодки. Нужно обратить на это внимание до спуска на воду. Важно: расстояние от антикавитационного крыла (гидрокрыла) до дна лодки не должно превышать 2,5-3 см.

Эти правила помогут вам успешно опустить на воду новый мотор, но не в коем случае нельзя игнорировать инструкцию к нему.

По возможности, первый спуск на воду должен проводиться под контролем и руководством специалиста, который сориентирует вас в разных ситуациях.

Мотор выбран и куплен – далее его необходимо перевезти и установить на судно. Как это сделать? Лодочный мотор – сложное и дорогостоящее оборудование. При его эксплуатации следует неукоснительно придерживаться рекомендаций и руководства по обслуживанию. Двухтактный мотор может транспортироваться в любом положении, хоть в вертикальном, хоть в горизонтальном – процесс его укладки на бок совершенно некритичен.

Чего не скажешь о четырехтактном двигателе – при перевозке такого агрегата его следует жестко фиксировать. Оптимальным вариантом транспортировки четырехтактника является вертикальное положение. Чтобы нижней части силового агрегата не были нанесены повреждения, следует обеспечить достаточный зазор между винтом и поверхностью дороги.

Если вертикальная перевозка не представляется возможной, двигатель следует разместить в соответствии с инструкциями, изложенными в паспорте изделия. Для того чтобы при транспортировке лодочного мотора избежать пролива и воспламенения топлива, рекомендуется полностью слить его из бака.Паспорт изделия всегда содержит информацию о том, как установить лодочный мотор.

Лодочный мотор

При наличии даже небольших технических знаний и навыков, это не составит большого труда. Все схемы установки практически идентичны – в их основе лежат стандартные привычные узлы крепления к лодке. Мотор крепится на транце с помощью зажимов и винтовых струбцин.Если у вас возникают сомнения в том, что вы сможете самостоятельно правильно установить мотор, вы всегда можете обратиться к специалистам компании  «NorthSilver», которые помогут в этом вопросе и дадут подробные консультации по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию силового агрегата.

Рейтинг лучших лодочных моторов

Среди всех производителей лодочных моторов лучше всех себя зарекомендовали марки:

  • Honda;
  • Suzuki;
  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Tohatsu.

При сравнении 15-сильных двигателей лучшие показатели по всем параметрам показала Хонда,немногим ей уступают двигатели Suzuki и Mercury. Но среди всех моделей Honda BF-15 оказалась и самой дорогой (около 150 000 рублей).

Средние цены на другие марки 15 сильных двигателей:

  • Suzuki DF-15 – около 130 тыс.руб.;
  • Tohatsu M15D2 S –95 тыс. руб.;
  • Mercury 15m – 95 тыс.руб.;
  • Yamaha 15FMHS– 100 тыс.руб.

Компания YAMAHA MOTOR является крупнейшим мировым производителем моторов для лодок. Она выпускает двигатели разной мощности начиная с 2 л.с. и заканчивая 250 л.с. Компания дает гарантию 2 года на всю выпускаемую продукцию.

Сузуки

Лодочные моторы фирмы Suzuki отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками и надежным качеством. Компания пользуется самыми современными технологиями в разработке своей продукции. Наиболее популярными стали модели лодочных моторов мощностью от 9,9 и до 40 л.с.

Тохатсу

Фирма Tohatsu на рынке бензиновых двигателей существует с 1922 года, первый лодочный мотор корпорация выпустила в 1956 году. Продукция компании отличается безупречным качеством. Моторы Tohatsu по праву считаются одними из самых экологически чистых в мире.

Меркурий

Американская корпорация MercuryMarine удерживает ведущие позиции в области производства лодочных моторов. Двигатели Mercury бесшумны, экономичны и легки в управлении. Продукция компании соответствует всем требованиям мировых стандартов.

Новый или БУ. БУ из РФ и Европы?

Разумеется, приобретая новый мотор, можно быть абсолютно уверенным в том, что его эксплуатация будет длительной и безупречной. Новые современные подвесные лодочные моторы заслуживают высшей оценки – при должном уходе, надлежащем сервисном обслуживании и бережной эксплуатации они способны отработать около 5000 часов без капитального ремонта.

И все же, у новых агрегатов имеется один существенный недостаток – их стоимость. Поэтому, если вопрос финансов стоит не на последнем месте, то отличной альтернативой может стать подержанный мотор. А если к тому же, есть возможность его испытать (например, проверить компрессию двигателя), то он способен прослужить ничуть не меньше нового.

  • Внешний вид товара: лакокрасочное покрытие, сколы, потертости, в каком состоянии находится перо руля.
  • Винт у мотора не должен быть гнутым, битым, потертым, иметь люфтов.
  • На пружинах, гайках, болтах не должно быть следов коррозии.

Лучше всего подержанный лодочный мотор покупать у дилеров – официальных распространителей товаров определенной фирмы. Они дают гарантию на свои товары, пусть и не сильно долгую, и осуществляют сервисное обслуживание. А это всегда является дополнительной защитой потребителя.  Что касается вопроса о том, какой стране – производителю отдать предпочтение, РФ или Европа – здесь можно и нужно прислушаться к экспертам, которые уверенно заявляют о том, что надежность узлов и комплектующих российского производства оставляет желать лучшего.

Общие советы

Для того чтобы не возникало проблем при эксплуатации лодочного мотора, стоит придерживаться ряда правил:

  • Не стоит проверять работоспособность мотора на постоянном полном газу тем более по густой траве и камням на мелководье. Такие поездки могут закончиться повреждением гребного вала или выходом из строя редуктора.
  • Смесь бензина с маслом должна быть в нужной пропорции. Нарушение пропорции приводит к выходу из строя деталей топливной системы.
  • Нужно во время менять свечи, руководствуясь заводскими нормами. В запасе неплохо всегда иметь пару свечей.
  • Необходимо регулярно проверять наличие струи в контрольном отверстии охлаждающей системы во избежание перегрева мотора.
  • Необходимо иметь с собой запасные шпонки. При обрыве шпонки ее можно будет заменить в пути и двигаться дальше.

Следует не забывать, что на воде обстоятельства складываются несколько по иному, чем на автомобильной дороге. Может так получиться, что рядом никого не окажется и помочь будет некому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Охота и рыбалка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector